В Самарской филармонии открылась выставка живописных и графических работ Вячеслава Герасимова.
Экспозиция, приуроченная к 30-летию открытия современного здания Самарской филармонии и 80-летию художника-монументалиста Вячеслава Герасимова, развернута в рамках проекта «Музыка живописи».
Рядом с залом, посвященным истории учреждения, можно увидеть удивительную живописную экспозицию работ, без преувеличения, одного из столпов самарского изобразительного искусства. На красочных полотнах Герасимова – любимые им волжские просторы, дебри заволжских лесов и множество цветов – от скромных полевых ромашек и маргариток до пышных белых пионов и карминных роз.
Возраст уже не позволяет этому все еще могучему человеку заниматься монументальным искусством. Однако есть силы, чтобы каждый день с раннего утра и до обеда без отдыха работать в мастерской. Теперь именно живопись стала для него отдушиной. Выступая на вернисаже, Вячеслав Дмитриевич отметил:
– Когда я учился в Строгановском училище, преподаватели говорили мне, что если даже отлично выполню монументальную роспись или выложу мозаику, но не передам правильно цвет, то, считай, загублю свой труд. А единственный путь для монументалиста держать себя в форме – это постоянно заниматься живописью. Что я всегда и делал с удовольствием. Сейчас, когда ничего тяжелее кисточки держать в руках не в состоянии, живопись выручает меня. Ведь я просто не могу не работать творчески.
Нынешняя выставка называется «Цветы музыкантам». И в этом прослеживается связь времен. Филармонию уже украшает сделанный руками Герасимова роскошный букет из титанового сплава. Как бы растущий с первого до второго этажа этого замечательного здания. Самарская филармония – это осовремененная копия шедевра провинциального модерна – театра-цирка «Олимп». Его автор ахитектор Платон Шиманский богато украсил здание барельефами и скульптурами. Даже слишком богато. Что делать, провинция! Но когда здание обветшало, на его месте отстроили более лаконичную интерпретацию. И встал вопрос о том, как украсить помещение изнутри.
– Предлагалось множество вариантов. Например, в фойе первого этажа предлагали подвесить на тросах стальную птицу. Но этот вариант почему-то не прошел. Тогда я предложил архитектору Юрию Храмову сделать букет из титанового сплава и разместить его сразу на двух этажах, чтобы на каждом он образовал отдельную композицию. Пришлось просить прораба сделать прорезь в полу второго этажа. Строители с этим хорошо справились, – рассказывает Вячеслав Дмитриевич.
Уже долгие годы эта объемно-пространственная композиция «Цветы музыкантам», выполненная из витражного стекла, титана, нержавеющей стали и зеркал, радует глаз посетителей концертов. А по бокам от нее внутреннее убранство Хрустального фойе оживляют выполненные Герасимовым витражи. Постигать секреты этого искусства мастер из Самары ездил в Прибалтику. А затем собственноручно резал тонны литого стекла и стеклоблоков, собирал вручную сложнейшие цветовые композиции. Можно только удивляться силе и трудолюбию монументалиста!
– И опять мне пришлось вмешиваться в архитектурный проект, – делится Вячеслав Дмитриевич. – Первоначально хотели разместить витраж в глубине фойе, там, где сейчас находится гардероб. Однако я пояснил, что лучше всего стеклянная композиция заиграет не от искусственной подсветки, а от дневного света. Поэтому витражи расположили по фасаду здания.
Работники филармонии, гости вернисажа благодарили мастера за чудо, которое он создал, за атмосферу праздника, которая царит в этом храме искусства. А музыканты дали в честь Вячеслава
Дмитриевича органный концерт.
Выставка живописных работ «Цветы музыкантам» продлится в течение месяца.