Версия для слабовидящих
+7 846 207-07-13 касса
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
Весь сайт
Поиск
+7 846 207-07-13 касса
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
+7 846 207-07-13 касса
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
07 мая 2018

«Этот день мы приближали, как могли…»

Война… Уже 23 июня 1941 года, на следующий день после объявления войны, артисты Самарской филармонии дали первый концерт на военно-призывном пункте города Куйбышева. Многие сотрудники были мобилизованы, артисты создавали фронтовые бригады. С июня 1941 года «перестройка работы филармонии была полностью подчинена делу обороны и задачам Отечественной войны». Уже с первых дней после объявления войны были призваны в РККА музыкант М.Н. Тейх, библиотекарь Л.В. Старков, сатирик А.Н. Лысанов, музыканты оркестра С. Катсон, Н. Обрящиков, Ю. Голубев, дирижёр Ю. Оленин и другие. Создана первая фронтовая бригада в составе Ядова, Зенкевич, Балашовой, Никитиной, Левитина, Мироновой, Хворостяного, Хропова, Грианиной, Сенаторова, Миркис.
 
За все годы войны от Самарской филармонии по всем направлениям работало 13 фронтовых бригад, многие из которых вместе с частями Красной Армии встречали День Победы у стен Рейхстага в Берлине.
 
В октябре 1941 года организован и утверждён состав артистов из шести художественно-творческих Колхозных бригад по обслуживанию районов области. Планировалось провести не менее 2400 концертов.
Тогда же город Куйбышев приобрел статус «Запасной столицы». В октябре в наш город эвакуированы труппа Большого театра СССР и Союз композиторов во главе с Дмитрием Шостаковичем. В ноябре 1941 года здание филармонии было передано «Передвижному театру оперы и музыкальной комедии». Концерты филармонии проводились на сценах клубов им. Дзержинского и завода им. Масленникова, театра драмы и Дома Красной Армии.
 
Приказом филармонии от 16 февраля 1942 года создан Оперный ансамбль для обслуживания крупных районных центров и городов области. Первой работой артистов стали премьеры П. Чайковского «Евгений Онегин» и «Русалка» А. Даргомыжского. Коллектив Симфонического оркестра филармонии (дирижёр Д. Мошкович), несмотря на недостаток голосов инструментов в оркестре, исполнил в своих программах симфонические произведения: «Песнь о Сталине», «Лезгинка» из балета «Гаяне» А. Хачатуряна, «Король Из» Э. Лало, «Гамлет» П. Чайковского, Увертюра к опере «Оберон» К.-М. Вебера и др.
 
Артисты колхозного сектора филармонии за 4-й квартал 1941 года и 1-й квартал 1942 года провели свыше 400 концертов, обслужили свыше 450 колхозов. План за 2-й квартал выполнили на 130%. Эта огромная работа была проделана в тяжелейших условиях (передвижение из колхоза в колхоз при температуре 40-50 градусов мороза, выступление в холодных неприспособленных помещениях, работа в карантинных районах).
 
5 марта 1942 года в исполнении оркестра ГАБТа под управлением С. Самосуда впервые в Куйбышеве прозвучала Седьмая «Ленинградская» симфония Д. Шостаковича. В исполнении участвовали и артисты филармонии.
Осенью в филармонии была создана вторая фронтовая бригада, которую возглавил артист Борис Дубров – прекрасный чтец и ведущий множества праздничных и правительственных концертов. Его бригада за пять месяцев пребывания на фронте дала 180 концертов! 
 
Несмотря на сложности военного положения, масштаб концертной деятельности Куйбышевской филармонии рос от месяца к месяцу, увеличившись, по сравнению с довоенным временем, в 6 раз. Всего лишь за один сезон 1942 года было дано 6100 различных концертов, в числе которых и симфонические: Первая, Пятая и Шестая симфонии П. Чайковского, оркестровые сочинения М. Глинки («Камаринская» и «Арагонская хота»), Н. Римского-Корсакова («Испанское каприччио» и «Светлый праздник»), М. Мусоргского (оркестровые фрагменты из опер и редко звучащий торжественный марш «Взятие Карса»), симфонии Л. Бетховена.
 
В 1943 года фронтовая бригада, возглавляемая Я. Ядовым, за 4 месяца дала 208 концертов. Все члены бригады были награждены медалью «За оборону Сталинграда».
 
Функции художественного руководителя филармонии получает вернувшийся с фронта М.А. Тейх. В конце 1943 года Всесоюзный комитет по делам искусств СНК РСФСР перевел Куйбышевскую филармонию в категорию художественных организаций I-го класса.
 
1 мая 1945 года – первый рабочий день для артистов только что организованного музыкально-литературного лектория. Художественным руководителем лектория стал патриарх театральной сцены Александр Алексеевич Рославлев. Концерты лектория проходят в школах, ВУЗах, и библиотеках, на заводах Безымянки, в Чапаевске, в Сызрани, в Кинеле и районах области. Многие жители отдалённых сёл и деревень впервые услышали сценическую речь, живое звучание различных музыкальных инструментов оркестра. В штате лектория – чтецы А. Шмелёв и А. Лысанов, пианисты Я. Сецен, Р. Серебро и Т. Третьякова, исполнительницы советских и народных песен В. Зенкевич и Н. Снегирёва, певицы В. Никитина, Л. Борейко и В. Шабанова, балалаечник А. Кочетков и гармошечники отец и сын Демидовы…
 
День Победы фронтовые концертные бригады филармонии встретили в поверженной Германии. Любимица самарской публики Верочка Зенкевич с фронтовой бригадой добралась до Берлина и в день Победы пела на его улицах «Ах, Самара-городок»… Ей, также как и другой артистке Самарской филармонии, певице Наталье Снегиревой, была объявлена благодарность и выдана грамота от лица Верховного главнокомандующего «За овладение Берлином».
 
В послевоенный состав симфонического оркестра влились новые силы, многие из которых – бывшие фронтовики: скрипачи Е. Малкин, Л. Анисимов, В. и И. Фроловы, Г. Брагарник, альтисты З. Хайкин и Н. Обрящиков, виолончелист С. Катсон, гобоисты И. Шкиренко и В. Надворский, кларнетист В. Николаев, фаготист А. Банников, трубачи Ю. Голубев и Г. Ракуц, тромбонист М. Гуревич, флейтист П. Найда.