Версия для слабовидящих
simakina-gi@filarm.ru Возврат эл. билетов
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
Весь сайт
Поиск
simakina-gi@filarm.ru Возврат эл. билетов
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru Возврат эл. билетов
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
10 мая 2018

Любовью и единением спасёмся

У каждого человека своя дорога к храму. И иногда случается, выводят его на эту дорогу обычные концерты симфонической музыки. Вернее, не обычные, а такие, какой был представлен публике в канун Великого поста на сцене Сызранского драматического театра им. А. Толстого. Организаторами проекта, при поддержке Сызранской епархии, стали Самарская государственная филармония, управление культуры администрации г.о. Сызрань и городской Центр музыкального искусства и культуры, а автором программы выступил дирижёр Самарской филармонии заслуженный артист РФ Георгий Клементьев
 
На одной сцене он объединил несколько коллективов – самарский камерный оркестр Volga Philharmonic, муниципальные коллективы Сызрани: духовой и камерный оркестры, ансамбль сызранских звонарей «Благовест», академический хор «Многолетие», мужской хор Центра музыкального искусства и культуры, а также хор Казанского кафедрального собора. Кроме того, в программе приняла участие оперная певица Юлия Маркова, а житие преподобного Сергия читала мастер художественного слова, лектор-музыковед  филармонии Ирина Цыганова.  
Такой расширенный состав исполнителей дирижёром выбран не случайно. По его мнению, только так, мощно и полнозвучно, можно передать величие духа человека, личность которого уже семь веков притягивает к себе, и далеко не только людей церкви. Сергий Радонежский не был полководцем, писателем или философом, не оставил после себя книг и учений, но главным учением была сама его жизнь, его пророчества и наставления, благодаря чему Сергий Радонежский навсегда стал духовным и нравственным ориентиром для нашего народа. Литературно-музыкальное повествование сопровождалось показом на экране картин известных художников, в том числе – любимых всеми полотнами Михаила Нестерова. И всё вместе это создавало ни с чем не сравнимую атмосферу – погружения в эпоху, когда жил и нёс свой молитвенный подвиг великий святой.
 
...Гаснет свет, и из глубины сцены, погружённой во тьму, как Русь при татаро-монголах, к зрителям выходит облачённый в монашеские одежды человек, в руках - зажжённые свечи. Первая – Богородице, её икона с края сцены. На другой стороне – икона преподобного Сергия – ему вторая свеча. Звучат удары колокола, монах медленно уходит, и на сцену так же неспешно восходит хор «Многолетие». Из глубины сердец льётся тихое, проникновенное: «Приидите, поклонимся...». Ещё мгновение –  и словно весенняя река, концертный зал оглушает «Русь колокольная» Андрея Петрова... 
 
Ирина Цыганова говорит о том, что есть какая-то тайна, что духовные светочи, подобные Сергию Радонежскому, приходят на землю в самые тяжёлые времена - как это было в годы нашествия Золотой Орды. И сегодня, спустя столько веков, к мощам этого святого преподают страждущие, у него просят защиты, его иконой благословляют воинов... Отшельник и чудотворец, основатель первого монастыря, духовный собиратель русского народа, сумевший «тихими и кроткими словами» примирить враждующих русских князей, и когда –  накануне Куликовской битвы!
 
Даже людям, далёким от церкви, жизнь Сергия Радонежского необычайно интересна, и зал слушает Ирину Цыганову словно замерев, в полной тишине. Страницы жизни великого человека иллюстрирует великая музыка. Звучат фрагменты симфонических сочинений Рахманинова, Чайковского, Свиридова. Их сменяют произведения Мусоргского, Римского-Корсакова, Танеева – воистину драгоценные камни из сокровищницы мировой музыкальной культуры! Эта музыка редко исполняется в Сызрани, и потому публика с благодарностью и благоговением внимает музыкантам.
 
Истинным подарком слушателям стало выступление Юлии Марковой – арию «Мёртвое поле» из кантаты Прокофьева «Александр Невский» она исполнила так проникновенно и искренне, что в какой-то момент казалось, певица стоит не на сцене, а посреди холодного поля, залитого кровью павших воинов, оплакивает всех мужчин – отцов, братьев, женихов, оплакивает неродившихся детей... И поёт не голосом – сердцем: «Я пойду по полю белому, полечу по полю смертному, поищу я славных соколов, женихов моих, добрых молодцев...» И, сидя в зале, начинаешь понимать: это – не только про Ледовое побоище, не только про Куликовскую битву. Это – про все войны, которые ещё предстоит пережить нашей многостральной земле, про все слёзы, которые предстоит выплакать русским женщинам... 
 
Часовая программа пролетела как один миг, разрозненные музыкальные номера соединились в одно большое, яркое полотно. И публика вознаградила артистов не просто аплодисментами – долгими овациями. После концерта люди признавались, что чувствовали себя просветленными, очистившимися от суеты и скверны… «Такие программы – редкость, так как сегодня публику в основном развлекают, а эта – совсем иное, она задевает в человеке что-то очень глубинное, несет просветление души», – сказала одна из слушательниц Светлана Волченкова. «На мой взгляд, самое ценное – в этой программе нет ничего лишнего. Нельзя сказать, что она сугубо религиозная, но на протяжении всего повествования тонкой нитью проходит духовно-нравственный смысл, и это важно», – говорит Елена Шарапова, художественный руководитель Центра музыкального искусства и культуры.
 
Сам Георгий Клементьев после концерта признался, что для него знакомство с Сергием Радонежским было «открытием ворот в духовную жизнь». Произошло это в 1970 году: он был студентом, учился в Гнесинском институте, и однажды друзья пригласили его в Загорск – нынешний Сергиев Посад. Он был комсомольцем, но ему было очень интересно побывать в Троице-Сергиевой лавре: «Я даже помню тот день – 10 мая. Было тепло, на деревьях распускались листочки, и я впервые в жизни оказался у мощей преподобного – окунулся в святость. Прошло 24 года, я окончил Гнесинку, затем Уральскую консерваторию, работал на Дальнем Востоке, в Сибири. А в 1990 году вернулся в Самару. И с момента, как было разрешено со сцены говорить на духовные темы, стал создавать просветительские программы». Первой из них стала программа о Сергии Радонежском. Уже после родились «Богородице Дево, радуйся», «Серафим Соровский», «Псалмы царя Давида», но эта была первой. В 2006 году он с коллегами даже получили грант за цикл, пропагандирующий русскую идею в мировом искусстве. И сегодня, видимо, настало время, чтобы возродить эти программы. Люди ждут их.
 
Сызранские музыканты, работавшие в этой программе в сотрудничестве с самарским оркестром, не скрывают своих эмоций. «У нас практически не звучит такая музыка: нет своего симфонического оркестра. И потому эта программа много значит не только для нашего коллектива, но и для всего города. И отдельное спасибо – Георгию Клементьеву, с дирижёром такого уровня работать, безусловно, большое счастье», – говорит Николай Лысюк, руководитель муниципального духового оркестра.
Татьяна Лисичкина, руководитель муниципального камерного оркестра: «Для наших музыкантов участие в этой программе, без преувеличения, профессиональный рост. Мы были очень рады играть на одной сцене с оркестром Volga Philharmonic, это исполнители самого высокого уровня. Очень надеемся, что встречаемся не в последний раз!»

Елена Пискун, регент большого хора Казанского кафедрального собора: «Мы сугубо церковный хор, нечасто выступаем в светских концертах, но когда выступаем – испытываем большую радость. А эта программа не похожа на другие, она посвящена жизни великого подвижника и наполняет душу любовью и стремлением делать добро».

Сергей Лопушенко, руководитель академического хора «Многолетие», заслуженный работник культуры: «Признаюсь, не представлял, как Клементьев сложит «пазлы»: на сцене кроме солистки – 6 коллективов, и 5 из них – сызранские, с которыми раньше этот дирижёр не работал. Надо было проработать каждый такт, соединить музыку и слово, свет, видео, рассчитать хронометраж... Поверьте, это титанический труд».

Андрей Вединиктов, руководитель ансамбля сызранских звонарей «Благовест»: «Такие концерты нужны и нам, и нашим детям – чтобы они не стали потерянным поколением. Это своего рода маяки для души, они помогают людям выжить, не очерстветь, несут свет, возвращая нам утраченные ценности».

Ольга Кавказьева, слушатель: «Мы очарованы Ириной Цыгановой – её манерой читать текст – ярко, эмоционально, глубоко прочувствованно. У неё удивительный тембр голоса, интонация, темп речи – всё то, что присуще настоящему мастеру слова. Очень рады, что увидели её на сцене, смогли оценить её талант».

Светлана Журавлёва, слушатель: «Очень впечатлила Юлия Маркова – красивый, глубокий, бархатный голос, огромный артистизм – она настоящая драматическая актриса. «Мёртвое поле» исполнила так, что мурашки по коже… Конечно, это большое счастье - услышать музыкантов такого уровня.

Светлана Волченкова, слушатель: «Не секрет, современные школьники часто путаются в истории, не могут назвать даты знаменательных событий. И понять их можно: слишком далеко от нас по времени те или иные вехи, и не всегда учитель, родители могут заинтересовать ребёнка. И в этом смысле программа «Великий подвижник...» очень ценна. Она в полном смысле просветительская. Нас побудили задуматься о том, что история святости неразрывна с историей России и что много веков назад на этой земле жили не какие-то абстрактные люди, а наши кровные предки...»

Владыка Фома, епископ Сызранский и Жигулевский: «Сегодняшний концерт – необыкновенный по своей наполненности и духовной радости, которая изливалась со сцены. Такие программы, к сожалению, звучат редко, но они – истинные шедевры и объединяют людей. К пустому колодцу за водой не ходят. Житие преподобного Сергия – это настоящий родник, источник живой воды, пример трудолюбия, смирения и добра. Музыка и слово дали нам возможность прикоснуться к личности великого святого и на минуту задуматься о нашей истории, сегодняшнем дне, своих делах во благо других людей. В конце программы дирижер вывел на сцену юного звонаря Семена Агашина и сказал: «Это будущее Святой Руси». И зал взорвался аплодисментами, потому что это действительно так! Семен пишет стихи о Боге, играет в ансамбле сызранских звонарей, а ведь ему только 11 лет. Музыканты показали свое мастерство, рядом с самарскими были наши сызранские исполнители, и зал охватывала гордость за них. Хотелось бы, чтобы подобные концерты имели продолжение и стали примерами для других городов Самарской области, а может, и всей России».

Георгий Клементьев, заслуженный артист РФ, дирижер, музыковед, педагог, журналист, музыкальный общественный деятель: «Сызрань – удивительный город! Я благодарен публике за необыкновенное тепло и потрясен музыкантами, с которыми мы работали в этой программе, их высочайшим профессиональным уровнем и стремлением объединить усилия в создании новой программы. Во время концерта мы все пережили счастливые минуты: почувствовали живую связь с преподобным Сергием, связь и полное взаимопонимание друг с другом, связь с публикой – внимающей, любящей. И в результате все, что мы задумали, нам действительно удалось – с Божьей помощью, с помощью Сергия Радонежского. Поверьте, это великое счастье. Редко встретишь в наше время такое единение людей: первые несколько минут зрители кричали «браво», а затем весь зал, встав, скандировал «спасибо», и оно звучало как «спаси Бог»…

Ольга Дидык, руководитель управления культуры администрации г.о. Сызрань: «Сколько красоты и силы в русской классической музыке! Для сызранского зрителя эта культурно-просветительская программа – уникальный проект, который дает возможность соприкоснуться с глубоким и прекрасным миром симфонического искусства. А для наших музыкантов участие в этом концерте, работа с дирижером и оркестром такого уровня – большая удача, хорошая школа совершенствования своего исполнительского мастерства и дальнейшего профессионального роста».

Елена Иванова, музыковед: «Публику восхитило живое исполнение Рахманинова, Чайковского. Вместе с великой музыкой мы пережили жизнь великого святого и сопоставили ее со своей жизнью, получив духовный урок. Хочу отметить еще одну особенность: дирижер Клементьев презентовал не самого себя, как это часто бывает, а музыку и исполнителей. Люди в зале слушали очень внимательно, присутствовал момент сотворчества, сопереживания. А это очень важно – почувствовать себя причастным к великому наследию предков».

Текст: Светлана Ишина, Журнал Первый