+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов
Весь сайт
Поиск
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов
06 июля 2018

Очарованный странник

Подавляющее большинство музыкантов, актёров театра и кино массу времени проводят в дороге, перемещаясь с гастролями по стране и миру. Многие артисты всем современным средствам передвижения предпочитают поезд. О таких путешественниках и будет рассказывать наша новая рубрика «Звёздный пассажир». Первый гость которой – народный артист России, художественный руководитель и главный дирижер симфонического оркестра Самарской государственной филармонии Михаил Щербаков.
 
«Для меня поезд – очень симпатичный, романтичный и поэтичный вид транспорта. Здесь  не нужно куда-то торопиться. Напротив, можно отрешиться от повседневной суеты. Полюбоваться пейзажами, проплывающими за окном. Особенно когда едешь на дальнее расстояние. Мой самый протяжённый железнодорожный маршрут был в середине 80-х из Свердловска в Хабаровск. В те годы я работал первым концертмейстером оркестра Свердловского академического театра оперы и балета. На Дальний Восток мы ехали 4 дня. Нам очень повезло и с попутчиками, и с проводниками, а это крайне важно для удачной поездки», – убеждён Михаил Александрович. 
 
Какая дорога без приключения? Едва Михаил Щербаков принял руководство Самарским симфоническим оркестром, у всего творческого коллектива случилась поистине судьбоносная ситуация.
 
«В июне 1993 года  оркестр выезжал на свои первые зарубежные гастроли в Тунис. Мы должны были поездом добраться до Москвы, а оттуда вылетать в Африку самолётом. Но взять билеты для всех артистов, а это свыше семидесяти человек, на один поезд не удалось. В итоге оркестр поделили на две половинки. Одна группа, включая меня, без проблем отправилась в столицу скорым, а вторая должна была выехать вслед за нами буквально через час.  Но при посадке выяснилось, что эта команда в составе двадцати с лишним человек уехать не может: на их места были проданы двойные билеты. И моих оркестрантов проводники попросили выйти из вагона», – рассказывает Михаил Щербаков.
 
Музыкантам пришлось  подчиниться. Поезд тронулся, и в этот момент один из артистов вскочил обратно в открытую дверь тамбура и дёрнул «стоп-кран». Этот молодой человек отлично понимал, что если  они не приедут в Москву именно этим поездом, то опоздают  на самолёт и первые в истории оркестра зарубежные гастроли будут сорваны. 
 
«Ясно, что после такого нас никогда в жизни за границу с концертами не отправят, – рассуждает мой собеседник,  – и наш музыкант, он, кстати, и сегодня служит в филармонии, фактически спас коллектив, потому что после рывка «стоп-крана» на платформу выскочили все, кто мог, включая начальника поезда. Когда ему объяснили ситуацию, он буквально распихал артистов по разным полкам в разных вагонах». 
 
Гастроли были спасены, кстати, прошли они блестяще, а мораль в том, что даже если совершена какая-то ошибка, железная дорога умеет её достойно исправить. 
 
В «путевом списке» Михаила Щербакова весьма приличный список любимых станций, включая небольшие, куда артисты в былые времена иногда добирались даже на электричках. Скажем, в уральский период жизни Михаила Александровича поездки его музыкантов на электропоездах в такие небольшие городки, как Богданович, Ревда или Серов были обычным делом. Поездами же артисты ездили на гастроли в Тюмень, Омск, Кемерово, Красноярск, Иркутск, Сочи. Станции этих городов очень нравятся Михаилу Щербакову. 
 
С большим почтением маэстро относится к Павловскому вокзалу в Санкт-Петербурге, где в своё время давал концерты легендарный Иоганн Штраус, к московским вокзалам, к железнодорожным воротам Уфы и Самары.  
 
«Наш известный всему миру вокзал  оригинальный, амбициозный, масштабный, стильный и привлекательный, – отзывается Щербаков. – И вообще, у музыкантов особые чувства к железнодорожным вокзалам. У каждого есть своя стать и индивидуальность. Особенно это ощущается в старых зданиях, построенных ещё во времена Российской империи, которые так и дышат историей. А вообще вокзалы – потенциальная концертная площадка, которая даёт возможность популяризировать и пропагандировать классическую музыку, возвращать людям их истинные ценности».
 
Текст: Андрей Введенский, газета «Куйбышевский железнодорожник»