Перед концертом Николай Кузнецов дал интервью для Самарской филармонии.
– Сегодня Вы попали на репетицию прямо с самолета вместе с чемоданом, практически с корабля на бал. Какие впечатления у Вас от репетиции с нашим симфоническим оркестром?
– Так получилось сегодня, что впервые в своей жизни я опоздал на самолет, буквально на минуту, но меня на борт уже не пустили. Пришлось брать билет на другой рейс. Мне очень повезло, что был самолет на час позже. Но я опоздал на репетицию, нам удалось прорепетировать сегодня всего 15 минут, пройти первую часть Концерта Равеля. Мне очень понравилось играть вместе с Самарским симфоническим оркестром – очень чуткий оркестр. Музыканты внимательны, не заглушают соло, играют в стиле. Очень хороший дирижер Георгий Евгеньевич Клементьев, душевный, общительный. Во многом в понимании музыки мы с ним сошлись.
– А какой для Вас мир музыки Мориса Равеля? Ведь у этого композитора очень сложные произведения для фортепиано.
– Сам мир музыки Равеля мне представляется воздушным, легким – особенно в Соль-мажорном концерте для фортепиано с оркестром. Здесь нет очень мощных кульминаций, тяжелого плотного звука. Музыка этого концерта очень позитивная. Хотя вторая часть сочинения достаточно глубокая и печальная, немного похожая на «Павану» Мориса Равеля.
– Концерт проходит в рамках абонемента совместно с Эрмитажем, где лекторы музея рассказывают в том числе об изобразительном искусстве. Как в Вашем понимании сочетается искусство художников-импрессионистов и музыка Мориса Равеля. Есть какие-то параллели?
– Я мало играю музыку 20 века. В основном исполняю романтику, классику и барокко. Равель – композитор 20 века и Соль-мажорный концерт Равеля хоть и относится к 20-му веку, но для меня он все-таки неоклассический. Наверное, потому, что я предпочитаю, когда в искусстве все четко, прозрачно, ясно. Импрессионизм – больше искусство впечатления.
– Хотелось бы услышать несколько слов о Вашем выдающемся педагоге Сергее Доренском, который был неоднократно в Самаре, давал здесь мастер-классы, чьи ученики прославили нашу культуру во всем мире.
– Сергею Леонидовичу Доренскому сейчас уже 87 лет, но он продолжает работать, преподавать – дает уроки дома. Мы ходим к нему заниматься каждую неделю. У него дома стоит рояль. Я сейчас заканчиваю у него учиться на пятом курсе. Совсем скоро у меня государственные экзамены. Его главная педагогическая черта, которая мне очень импонирует – он не ломает музыкантов под себя. Он больше направляет своих учеников. Видит главные сильные стороны в пианисте и ведет его по этой линии, даже если это совершенно не близко его личному мировоззрению. Он понимает, что музыкант может добиться чего-то именно в своей сфере. Он дает каждому свой особый репертуар, таким образом, выделяя лучшие стороны своих учеников, поднимая их на высокий уровень.
Текст: Юлия Шумилина
Фото: Михаил Пузанков