Фестиваль «Мацуев и друзья» прописался в Самаре
Материал Валерия Иванова для газеты «
Музыкальный Клондайк»
о первом международном музыкальном фестивале «Денис Мацуев и друзья»
Внушительный список фестивалей, инициатором, художественным руководителем и участником которых является народный артист России Денис Мацуев, в нынешнем году пополнился новым названием. Это первый международный музыкальный фестиваль
«Денис Мацуев и друзья», местом прописки которого стала
Самара.
Новый фестиваль обещает слушателям встречи не только с исполнителями, уже завоевавшими признание на отечественных и мировых подмостках, но и с теми, кто, находясь в начале своего творческого пути, уже успел отметиться на престижных соревнованиях. Среди них – стипендиаты Межрегионального благотворительного фонда «Новые имена» имени И.Вороновой, ставшего стартовой площадкой международной карьеры и для самого Мацуева, ныне возглавляющего этот фонд.
Дружба Дениса Мацуева с Самарой длится ровно
четверть века - по существу с самого начала его исполнительской деятельности. Денис впервые приехал сюда совсем юным, начинающим пианистом и принял участие в традиционном международном фестивале «Молодые звезды XXI века».
Вот что удалось услышать из уст артиста:
«У меня с Самарой роман. Прекрасно помню самый первый приезд сюда в декабре 1994 года. Тогда я только что прилетел из Индонезии - с Дней культуры, в которых принимал участие фонд «Новые имена». 24 декабря я приземлился в Шереметьево и в тот же день сел в поезд «Москва – Самара». Поезд опоздал, и прямо с вокзала – «с корабля на бал», - я примчался на концерт в филармонию. Вся команда музыкантов была уже давно в Самаре. Надел костюм и бабочку и, не попробовав рояль, сразу вышел играть «Мефисто-вальс» Листа. Я имел большой успех, меня принимали очень хорошо. Может быть, поэтому Самара мне так полюбилась.
Я потерял счет своим приездам сюда, и это меня очень радует. Это намоленное место, здесь всегда играю с особым волнением. Как и во многих городах, в Самаре у меня есть любимое место. Это, конечно же, волжская набережная. Такой набережной, уверяю, нет ни в Лондоне, ни в Амстердаме. Несмотря на то, что объездил с концертами полмира, не чувствую никакого разочарования, приезжая в Самару, потому что здесь все родное, свое.
Сейчас за поколением 20–25-летних исполнителей идет огромная волна совсем юных талантливых музыкантов, которые нуждаются в поддержке и заботе. Как член Совета по культуре и искусству при Президенте Российской Федерации, горжусь, что удалось в буквальном смысле спасти музыкальные школы-десятилетки от новых стандартов, от преобразования их в учреждения дополнительного образования. Начинать серьезные занятия музыкой в 13 лет равносильно убийству нашей великой школы музыкального образования, воспитавшей мировую исполнительскую элиту.
Важнейшая проблема – поддержать педагогов, работающих в этих школах, и особенно в провинции: именно в провинции, а не в столице, родились все наши удивительные музыканты-самородки. Педагоги получают крошечные зарплаты и уезжают в тот же Китай, где, в отличие от нашей страны, сейчас невероятный бум в сфере музыкального образования. Нужно немедленно исправлять положение. От этого зависит, каким вырастет у нас новое поколение. К счастью, благодаря усилиям Совета принят, наконец, и закон о меценатстве. Это единственный рычаг спасения нашей культуры в современных условиях, потому что невозможно спокойно смотреть на уникальных подвижников, которые работают в музыкальных школах, библиотеках, музеях. А Россия всегда славилась великими меценатами, достаточно вспомнить Мамонтова, Морозова, Третьяковых, Сафонова.
У нас в стране сформировалась замечательная система музыкального образования. Много полезного для молодежи сделал благотворительный фонд «Новые имена», стипендиаты которого становятся хорошими музыкантами. Став президентом фонда, чувствую особую ответственность за судьбу молодых талантов. Россия вообще славна своей поддержкой молодежи. Сейчас появилось много новых фондов, отбирающих способных ребят. Очень важно держать их в поле зрения, оберегать от эксплуатации теми, кто стремится на них заработать.
И все же главная ответственность за воспитание юных талантов – на их родителях. Именно в них залог будущих успехов их чад. Но часто у них первых начинает «ехать крыша», когда в семье появляется «вундеркинд». Конечно, нужно заставлять заниматься, но важно и не переборщить. И не нужно бояться возить способных детей на прослушивания. Я очень осторожно отношусь к слову «вундеркинд». Многие из таких ребятишек с возрастом «растворяются», уходят в небытие.
Главное – не мешать талантливым детям. И для них нужно идти на жертвы. Именно так поступили мои родители. Они играли не последнюю роль в культурной жизни Иркутска, но в 1991 году расстались со всем и поехали за мной в Москву. Моя бабушка втайне от всех продала свою квартиру и принесла нам в конверте вырученные за нее двадцать тысяч долларов «на первое время». Во многом благодаря моим родителям я сумел стать тем, кем являюсь».