В ХVII веке эталоном в написании картин были работы мастеров Высокого Возрождения Италии. В это время в живопись пришло новое направление - караваджизм (по имени итальянского мастера Караваджо) с контрастом светотени и драматизмом исполнения. Веласкес вносит свое представление в развитие сюжета, нарушая привычное представление о мифологической картине. В этом плане показательна его картина «Кузница Вулкана», представленная на выставке, где происходит противопоставление персонажей, академической и караваджистской живописной манеры, высокого искусства и низкого ремесла. В основе - сюжет из «Метаморфоз» Овидия. Апполон - бог солнца и покровитель искусств, приходит в кузницу Вулкана, чтобы сообщить новость об измене его супруги Венеры с богом Марсом.
В дальнейшем такой подход в создании живописного произведения находит свое воплощение в картинах «Пряхи» и «Менины». В них даже трудно определить жанровую принадлежность. Например, «Менины» - это жанр или только семейный портрет или «Пряхи» - это мифологическая картина или жанр?
Картина «Пряхи» написана за три года до кончины Веласкеса и считается вершиной его творчества. В ее основе сюжет, связанный с мифом об Арахне - ткачихе, которая, бросила вызов самой Афине в мастерстве ткачества и, победив в состязании, за гордыню была превращена богиней в паука.
Портретный жанр стал главенствующим в творчестве Веласкеса, поскольку он поступил на королевскую службу. «Аллегорический портрет Филиппа IV» отличался, как утверждали современники, удивительным сходством с оригиналом. Художник постоянно подтверждал свое исключительное право изображать короля – точность и внутреннее состояние, благородное достоинство модели и главное - содержание. Таковы же портреты кисти Веласкеса, представляющие целую летопись жизни принца Бальтасара Карлоса - от двухлетнего возраста до шестнадцати лет.
В картинах, передающих образ инфанты Маргариты (1651–1673) художник явно благоволит к хрупкому созданию. Он каждый раз находит нужные акценты в деталях, подчеркивая общий радостный тон полотен. При жизни Веласкес был удостоен признания: его называли «Живописцем Истины». В ХVIII веке его живопись была почти забыта и ее заново открыли в ХIХ столетии. Мане восхищается его техникой, Ренуар использовал портреты как образцы. В ХХ веке Пикассо предложил деконструкцию «Менин», а Дали включал в свои произведения отдельные мотивы его работ.
Выставка компьютерных копий картин представлена в филармонии Международной общественной организацией «Центр духовной культуры».