+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов
Весь сайт
Поиск
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов
18 февраля 2020

Премьера в юбилейном контексте

Анатолий СЕМЕНОВ *
Фото предоставлено Самарской филармонией

На афише Самарской государственной филармонии белым по красному: «3-й концерт абонемента № 21 «Времена любви». Астор ПЬЯЦЦОЛЛА «ПОСЛЕДНЕЕ ТАНГО». И сам Маэстро во всей красе со своим знаменитым бандонеоном в руках.

У себя на родине Пьяццолла более известен как El Grand Astor («Великий Астор»). Его музыку в разные годы исполняли Мстислав Ростропович и Гидон Крамер, Пласидо Доминго и Хосе Каррерас, джазмены Чик Кориа и Кейт Джаррет. В Самаре его произведения целенаправленно исполняло прекрасное инструментальное трио «Астория» (Олег Титов – Элдар Алимов – Татьяна Казакова), даже название себе взявшее в честь великого аргентинского композитора и музыканта.

И вот тут такой щедрый подарок от Самарской филармонии, которая решила посвятить Астору Пьяццолле даже не концерт, а настоящий литературно-музыкальный спектакль. Название «Последнее танго» – это недвусмысленный отсыл к киношедевру Бернардо Бертолуччи «Последнее танго в Париже» (1972). Правда, ввиду большой загруженности в театре «Колон» предложение режиссера Пьяццолла тогда так и не принял. В итоге музыку к фильму написал блестящий джазовый саксофонист и композитор Гато Барбиери и даже стал лауреатом премии «Грэмми». Кстати, сам Пьяццолла многократно и плодотворно сотрудничал с величайшими джазовыми гигантами: Диззи Гиллеспи, Джерри Маллиганом, Лало Шифриным, Гэри Бертоном... Собственно говоря, джазовые элементы постоянно вливали новую жизнь в Танго Астора Пьяццоллы.

Вначале я не совсем понял, к чему приурочена премьера спектакля «Последнее танго» в нашей филармонии. Дело в том, что 100-летие со дня рождения аргентинского гения будет отмечаться в марте 2021-го. Подумалось: вот и опять мы впереди планеты всей! Приятно, конечно. Зато буквально в середине января у солистки Самарской филармонии заслуженной артистки Самарской области Людмилы ЖОГОЛЕВОЙ случился приятный юбилей. А чтобы вы знали: меццо-сопрано Жоголева – главная звезда спектакля «Последнее танго». Тут-то у меня пазл и сложился!

***

Сцена оформлена предельно строго. Даже аскетично. Черный задник. Строгие черные одеяния музыкантов. Это инструментальный квинтет: Анна Шевякова (скрипка), Илья Миронов (контрабас), Анна Хромова (аккордеон или бандонеон), Валерий Ксенофонтов (гитара) и руководитель ансамбля Роман Ерицев (фортепиано). На звуках первой композиции Concerto Para Quintet («Концерт для Квинтета») на сцене появляется «незнакомец» в плаще: «Буэнос-Айрес! Загадочный и провинциальный. Я люблю этот город! Особенно ночью. Ангел этого места – Странствующий Поэт».

Маски сброшены! На ближайшие два часа нашим проводником в волшебный мир музыки Астора Пьяццоллы станет именно Странствующий Поэт в исполнении заслуженного артиста России Виктора Намакаренского. В основу сюжетных связок, написанных, кстати, им же, легли «Письма в Париж к одной сеньорите», принадлежащие перу другого аргентинского гения – писателя и поэта Хулио Кортасара.

Создатели спектакля «Последнее танго» обратились к творческому наследию еще трех знаменитых аргентинцев: Хорхе Луиса Борхеса, Рауля Гонсалеса Туньона и Рикардо Гуиральдеса. Не обошлось и без великого Пабло Неруды. Ну куда же нам деться от лауреата Нобелевской и Международной Сталинской премий?

И вот на сцене материализуется подлинная Богиня этого вечера. Этой ночи! На ней также черное, мерцающее платье в пол. Однако его строгость изящно нарушает матовое оголенное плечо. В исполнении Людмилы Жоголевой звучит музыкальный шедевр Пьяццоллы Vuelvo Al Sur («Возвращаюсь на Юг»). Суперпопулярным во всем мире в 1999 году его сделала талантливая парижская группа Gotan Project. Но как же идут нашей блистательной певице все эти пряные, томные ноты. Будто специально рожденные под ее восхитительное меццо-сопрано. А поскольку «Письма» адресованы в Париж, вполне логично последующее исполнение композиции Chau Paris («Чао, Париж!») инструментальным квинтетом и танго от танцевального дуэта Heaven (Алена и Евгений Мусины). Именно они выстроили хореографическую связку со следующим вокальным номером Che Tango Che («Ты, Танго, ты»), который Жоголева спела поочередно на испанском и русском языке.

Следующая инструментальная композиция Escualo («Акула»), виртуозно щелкнув челюстями, произвела лично на меня одно из самых ярких впечатлений за этот вечер. Браво! Но особо отмечу блестящее исполнение скрипачки Анны Шевяковой.

Поскольку за стенами филармонии царил полный беспредел в виде неубиваемо-неубираемой склизи в сочетании с дождем напополам со снегом, вводные к очередному номеру программы благодарные зрители восприняли с полным одобрением и даже некоторым злорадством. «А сейчас в Буэнос-Айресе идет дождь. Мы остались одни под дождем!» – священнодействовал Странствующий Поэт. На авансцене танцевала безмолвная пара Heaven («Небеса»), и будто с небес к ним, а значит, и к нам, спустилась под ярким зонтиком поющая героиня этого вечера. И уже не разобрать, та ли это Андрэ, к которой адресует свои письма наш пиит, или несравненная Людмила Жоголева.

Приятно, что создатели спектакля добавили к оригинальным текстам песен и свои стихи. Так, в Los Paraguas De Buenos Aires («Зонтики Буэнос-Айреса») звучат строчки: «О, как мечтаю, чтоб с тобой вдвоем / Беспечно мы промокли под дождем!» Незатейливо? Несомненно! Зато мило и по смыслу. Ну а закрыла первое отделение трагическая инструментальная композиция Muerte Del Angel («Ангел смерти»). После чего вдруг захотелось найти спасение в буфете...

***
Фрагментом инструментального произведения Chau Paris после антракта нам в очередной раз напомнили о загадочном парижском адресате нашего Странствующего Поэта. А волшебный голос Людмилы Жоголевой вовлек нас в пространство композиции Chiquilin De Bachin («Мальчик из Бачино»), вернув нас на грешную землю – в Аргентину. Кстати, эта вещь, так же, как исполненные ранее «Зонтики…» и «Возвращаюсь на Юг» прозвучала впервые в России. Никто в нашей стране их раньше не пел. Поистине, юбилейный год Самарской государственной филармонии начинается более чем достойно!

А после Fuga Misterio прозвучала, пожалуй, самая известная композиция Астора Пьяццоллы, написанная им после смерти его отца в октябре 1959 года. А именно – «До свидания, Нонино!»

Людмила Жоголева: Первоначально замысел спектакля зародился в неугомонных головах нашего главного режиссера Сергея Куранова, Романа Ерицева и Виктора Намакаренского. Ну и я не могла оставаться в стороне. А сюжетная линия прописана уже Сергеем Николаевичем и Виктором Васильевичем. Нашей командой проделана поистине титаническая работа, поэтому очень хочется продвигать этот уникальный проект и дальше. Думаю, он того стоит! Ведь музыка Пьяццоллы поистине неподражаема и уникальна!

Ну и о моих личных предпочтениях. Таких «гвоздях программы от Семенова». Одна из лучших композиций за весь этот вечер, исполненная Людмилой Жоголевой во втором отделении – Yo Soy Maria. Просто чудо какое-то! Подлинный женский манифест: яркий и эротичный! А подводил нас к этому номеру Виктор Намакаренский очередным страстным монологом, в котором звенело: «Мария – страсть! Мария – любовь!». Впрочем, никто из собравшихся с этим и не спорил. То тут, то там спонтанно возникали стихийные аплодисменты. И как-то сама собой сформировалась мысль: «Как же это здорово – родиться в Буэнос-Айресе!»

И наконец-то вот она – программно-философская композиция Oblivion («Забвение»). Хотя никакое забвение самому Астору Пьяццолле, безусловно, не грозит. Кстати, в феврале 1993 года он был номинирован на «Грэмми» именно за это гениальное произведение. Жоголева & Со удивительно бережно передали всю философскую сосредоточенность и глубину авторского замысла. Лирично и душевно. И снова особенно хороша была партия скрипки! А переходы в определенные моменты на русский текст совершенно не портили общую картину. Хотя обычно к подобным экспериментам я отношусь с некоторой настороженностью.

Ну и, конечно, Libertango! Какое же посвящение Астору Пьяццолле без «Танго свободы»! Он создал его в 1974 году, и оно стало одним из самых растиражированных в музыкальной истории XX века. Я впервые услышал эту мелодию в далеком 1988 году, когда в свет вышел психологический детектив культового Романа Полански Frantic («Неукротимый») с Харрисоном Фордом. «Танго свободы» стало одной из основных музыкальных тем этого фильма.

На финальный номер на сцене собрались все. И опять – зонтики. На бис прозвучала Ballada Para Un Loco («Баллада о сумасшедшем (от любви)»). Возбуждение артистов естественным образом передалось и залу. Овации, цветы, восторги благодарных зрителей! Самарское посвящение Астору Пьяццолле удалось на славу! Будем ждать продолжения!

* Кандидат технических наук, член Союза журналистов и Союза театральных деятелей России.
Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» 13 февраля 2020 года, № 3 (176)