+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов
Весь сайт
Поиск
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов
20 апреля 2020
К празднованию 75-й годовщины Великой Победы мы подготовили виртуальный проект «Работа Самарской филармонии в годы Великой Отечественной войны». Каждый день мы будем рассказывать вам о работе артистов филармонии в это время.

«Делу обороны и задачам Отечественной войны»
В военные годы вся работа филармонии по приказу директора Александра Кузьмича Щепалина была полностью подчинена «делу обороны и задачам Отечественной войны». Филармония организовывала концерты для частей Красной Армии, оборонных объектов, в отдаленных районах и селах, тематические концерты, детские, камерные…

Волею судьбы 1 ноября 1941 года Самарская филармония лишилась своего здания. Оно было передано театру оперетты. Два раза в неделю концерты филармонии стали проходить на сцене бывшего театра-цирка «Олимп» и по одному разу в неделю – в драмтеатре, Доме Красной Армии, клубе имени Дзержинского и других клубах города и области. Но размах концертной деятельности Самарской филармонии стал намного масштабнее. Ведь в первые военные годы в Самаре работал цвет исполнительского искусства - прославленные артисты, солисты, хор и симфонический оркестр Большого театра. Да и публика стала совершенно иной – тысячи эвакуированных из Москвы, Ленинграда, руководство страны, дипломатический корпус.

Александр Кузьмич Щепалин приложил максимум усилий, чтобы укрепить молодой симфонический оркестр, который состоял поначалу из 28-30 человек. Оркестр репетировал и выступал в кинотеатре «Молот». Там было так холодно, что играть музыкантам приходилось в пальто. Пальцы не слушались. Но оркестр ежедневно проводил репетиции. Ежедневно перед киносеансами в переполненных фойе двух залов кинотеатра оркестр давал получасовые классические концерты. Молодые музыканты учились оркестровому мастерству у концертмейстера оркестра Юлиана Абрамовича Судакова, концертмейстеров групп альтов и виолончелей В.Г. Вельтмана и Милия Николаевича Тейха. Здесь же набирался опыта молодой дирижер Даниил Мошкович, ученик Натана Григорьевича Рахлина, окончивший перед самой войной Киевскую консерваторию.

В эти годы в Самарской филармонии появляются и новые творческие коллективы: Ростовский областной театр реорганизован в Театр эстрады и миниатюр Куйбышевской филармонии; на базе Куйбышевского оперного театра образован передвижной театр оперы, джаз-оркестр. При филармонии открылась студия эстрадного мастерства. Творческий состав филармонии увеличился в несколько раз.


(В тексте использованы материалы из архива Самарской филармонии и книги Е.М. Цветовой «Возрожденный "Олимп"»)