+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов
Весь сайт
Поиск
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов
21 апреля 2020
К празднованию 75-й годовщины Великой Победы мы подготовили виртуальный проект «Работа Самарской филармонии в годы Великой Отечественной войны». Каждый день мы будем рассказывать вам о работе артистов филармонии в это время.

Седьмая симфония
Важнейшим для культуры Самары, ставшей в годы Великой Отечественной «Запасной столицей» нашей Родины, оказался 1942-й – год первого исполнения в Самаре Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича. В частности, этот год стал знаковым для Самарской филармонии, ее артистов, ведь музыканты ее симфонического оркестра принимали участие в той эпохальной премьере.

22 октября 1941 года Дмитрий Шостакович прибыл в наш город вместе со вторым эшелоном Большого театра. Сначала артистов разместили в школе №81, потом композитору дали комнату в доме №140 по ул. Фрунзе, а затем двухкомнатную квартиру в доме №146 по этой же улице. Здесь Дмитрий Дмитриевич работал над финалом Седьмой симфонии, три части которой были написаны в Ленинграде. Дата окончания партитуры 27 декабря 1941 года, Куйбышев.
Вот как вспоминала о тех событиях арфистка Большого театра Вера Дулова: «Своеобразная премьера Седьмой (Ленинградской) симфонии Д.Д. Шостаковича состоялась во время эвакуации в г. Куйбышеве в нашей комнате, где стояло взятое напрокат моим мужем пианино. Пришли Д.Д. Шостакович, Л.Н. Оборин и А.Ш. Мелик-Пашаев. По только что законченной партитуре Дмитрий Дмитриевич и Л. Оборин, сев за инструмент, начали играть в четыре руки симфонию. На звуки пришел живший этажом ниже С.А. Самосуд и тихо стал в дверях.

Последние аккорды… Мы, первые слушатели, взволнованные, потрясенные силой музыкального гения, долго и молча сидели, боясь разрушить нахлынувшие на нас чувства.

И вот, наконец, начались репетиции. Мы шли на них как на праздник. Репетиции происходили в фойе Дворца культуры имени Куйбышева, оркестр размещался между колоннами, за дирижерским пультом – С.А. Самосуд, позади него Д.Д. Шостакович. Вверху, на хорах, стояли жаждущие приобщиться к великому таинству, живому рождению победной симфонии. Там можно было видеть А. Толстого, В. Катаева, знаменитого авиаконструктора А. Микулина, И. Эренбурга, Д. Ойстраха, Героев Советского Союза – прославленных асов, по ночам улетавших бомбить врага».

5 марта 1942 года состоялось первое исполнение Седьмой симфонии Д.Д. Шостаковича оркестром Большого театра под управлением С.А. Самосуда, которое вылилось в крупнейшее событие того времени. Публика, стоя, приветствовала автора и исполнителей. У многих музыкантов на глазах были слезы, незнакомые люди обнимали друг друга, поздравляли с грядущей победой.

А. Толстой тогда писал: «Красная Армия создала грозную симфонию мировой победы. Шостакович прильнул ухом к сердцу Родины и сыграл песнь торжества».