Среди множества прославленных артистов, попавших в Самару в годы Великой Отечественной войны, не потерялись и совсем юные музыканты, известность к которым пришла через несколько лет. Это ученики Центральной музыкальной школы. Директор Самарской филармонии Александр Кузьмич Щепалин организовывал их концерты, помогал им в устройстве жизни и быта. А они, следуя традиции того времени, выступали на сцене в пионерских галстуках. Скрипачи Игорь Безродный, Леонид Коган, Юлиан Ситковецкий – те, кто в недалеком будущем принесут славу своей Родине.
Ученик ЦМШ юный
Леонид Коган (
основатель знаменитой музыкальной династии, будущий дедушка Д.П.Когана) в 40-е годы писал своей маме из Самары:
«Здравствуй, дорогая мамочка! Можешь меня поздравить – я здорово поправился. Стал с круглым лицом. Воображаю, как ты обрадуешься! Я живу в «Гранд-Отеле» как бог. Занимаюсь много на изумительном «страдивариусе»… Я здесь играл один концерт. Понимаешь, все музыканты просили, чтобы я выступил с концертом, и как я не отказывался, ничего не вышло. Жаль, что ты не слышала, ибо я ни разу в Пензе так не играл. Отзывы колоссальные. От приглашений нет отбоя…».
Строки из другого письма… «Вообще отношение ко мне здесь идеальное со стороны всех…» И еще одно: «… Я сейчас в центре музыкальной общественности. Отношение ко мне сверхзамечательное… называют в шутку (я так думаю) вторым Крейслером. …Занимаюсь я очень много, так как 30-го ответственный концерт. Программа следующая: 4-я симфония Чайковского, концерт Глазунова и арии из опер Римского-Корсакова. Солисты Пантофель-Нечецкая (прим. солистка Большого театра) и я, дирижер Небольсин (прим. дирижер Большого театра)…».
В Самаре юный Коган играл концерты Глазунова, Мясковского, Хачатуряна, фантазию Бизе-Сарасате «Кармен». Как говорили музыканты, «Кармен» он играл феерически.