Версия для слабовидящих
simakina-gi@filarm.ru Возврат эл. билетов
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
Весь сайт
Поиск
simakina-gi@filarm.ru Возврат эл. билетов
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru Возврат эл. билетов
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
29 апреля 2020
7 декабря 1943 года - первого года после трехлетнего перерыва в концертном зале Самарской филармонии в здании «Олимпа» - состоялся симфонический концерт в исполнении объединенного оркестра филармонии и театра оперы, балета и музкомедии. В год 50-летия смерти великого композитора П.И.Чайковского в программе концерта были исполнены его произведения: увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта», «Вариации на тему рококо», интродукция и сцена из оперы «Пиковая дама», сцена из оперы «Черевички», «Итальянское каприччио». Дирижировал оркестром Антон Эйхенвальд.
 
Антон Александрович Эйхенвальд – крупная личность в мире музыкального искусства, композитор, дирижер, профессор, необычайно интересный человек. Уже немолодой (ему было тогда около 70), он своим внешним видом, манерой поведения и дирижерским стилем воплощал образ типичного русского интеллигента конца 19 века. Его отец Александр Федорович Эйхенвальд - выпускник Академии художеств, фотограф и фотохудожник. Мать Ида Ивановна Эйхенвальд - арфистка, профессор Московской консерватории. В конце 19 века в их дом запросто приходил «на кулебяку» Петр Ильич Чайковский. Хозяйка дома была первой исполнительницей сольных эпизодов для арфы в балетах П.И.Чайковского. Все это вызывало особенное почтительное отношение к маститому маэстро, ученику великих русских композиторов Сергея Ивановича Танеева и Николая Андреевича Римского-Корсакова.
Антон Александрович Эйхенвальд был необычайно скромным и деликатным человеком. Коллеги-музыканты даже не подозревали, что за его плечами – огромная гастрольная карьера в качестве оперного и симфонического дирижера в лучших театрах Франции, Бельгии, Швейцарии, что в Париже состоялась премьера его балета-пантомимы «Жар-птица». Да и годы тогда были такие, что о многом не принято было говорить. Так, в 1937 году Антон Эйхенвальд был заведующим фольклорно-музыкальным кабинетом при Управлении по делам искусств СНК ТАССР в Казани. Он занимался сбором образцов башкирского и татарского музыкального творчества. Записал на фонограф более 60 народных песен. Но затем был отстранен от должности и арестован как «разоблаченный враг народа». В 1938 году его, к счастью, освободили, но реабилитирован он был только в 2003 году.

Самарцы хорошо знали Эйхенвальда как композитора. Ведь еще в 1931 году шла его опера «Степь». А написанная в 1942 году и впервые поставленная на Куйбышевской сцене его музыкальная комедия «Табачный капитан» пользовалась особенным успехом. В ней блистали любимцы публики: Тарас Демидов, Михаил Ярин, Людмила Сатосова, Валентина Кривошеина и другие артисты театра. С 1944 года Антон Эйхенвальд был председателем Куйбышевского отделения Союза композиторов СССР.


(В тексте использованы материалы из архива Самарской филармонии и книги Е.М. Цветовой «Возрожденный "Олимп"»)