+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов
Весь сайт
Поиск
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов
04 мая 2020
После отъезда в Москву директора А.К. Щепалина в работе Самарской филармонии наметился спад. Перед руководством встает множество нерешенных вопросов - нет отопления, мебели, лампочек… На партсобраниях обсуждаются вопросы о дровозаготовках, о распределении ордеров на починку обуви… Репертуарный план, рассчитанный на объединенный оркестр филармонии, оперного театра, то и дело срывается. Оркестр измотан бесконечными выездными концертами. И вдруг на этом печальном фоне возникает яркое музыкальное торжество. В 1944 году исполнилось 100 лет со дня рождения великого русского композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова. Совнарком СССР принял постановление о праздновании этой даты. Исполком Куйбышевского горсовета депутатов трудящихся создает юбилейную комиссию.
Трудно сейчас даже представить, как широко в тот тяжелый военный год была отмечена эта дата. 18 марта 1944 года в Самаре в театре оперы состоялись торжественное заседание и концерт, которые транслировались по радио. Шли концерты, посвященные юбилею Римского-Корсакова, в клубах, школах, госпиталях. Радиокомитет организовал десять радиопередач о композиторе, из оперного театра транслировалась «Снегурочка».

Самарская филармония организовала конкурс на лучшее исполнение произведений Римского-Корсакова. Но центральным событием стали симфонические концерты, которыми дирижировал Натан Рахлин (он возглавлял тогда Государственный симфонический оркестр СССР).

Многие музыканты помнили Натана Рахлина еще по его первому приезду в Самару, когда после окончания Киевской консерватории он в течение года (1930-1931) работал в нашем музыкальном училище в качестве педагога. С тех пор жили среди музыкантов легенды об этом необычайно одаренном человеке. Особенно поражало всех, что он владел едва ли не всеми музыкальными инструментами, и не только оркестровыми. Так, например, рассказывали, что на шефском концерте, где Рахлин должен был аккомпанировать солистам, не оказалось фортепиано. Тогда Рахлин попросил гитару и без всяких репетиций проаккомпанировал всю программу!

И вот этот легендарный музыкант – за дирижерским пультом… Талантливый, артистичный, импульсивный, неутомимый в работе – все это захватило музыкантов. И, хотя симфонический оркестр был еще не полностью укомплектован, все же, по утверждениям рецензентов, после нескольких дней упорной работы в большой программе из произведений Римского-Корсакова, в виртуозной пьесе «Испанское каприччио», дирижер и оркестр добились ансамблевой точности, полнозвучности, и даже – «пленительности звучания».

Вся деятельность филармонии, ее сотрудников в годы войны была нацелена на победу. Филармония организовывала концерты для частей Красной Армии, оборонных объектов, в отдаленных районах и селах, на призывных пунктах. Артисты ездили на лесозаготовки, собирали деньги на подарки бойцам, сдавали кровь для спасения воинов, помогали семьям фронтовиков, шефствовали над госпиталями – приносили раненым подарки, дежурили, давали концерты. Размах концертной деятельности филармонии был огромным. Артисты и сотрудники филармонии своим самоотверженным трудом ежечасно и ежедневно приближали день долгожданной Победы. И этот Великий день наступил!


(В тексте использованы материалы из архива Самарской филармонии и книги Е.М. Цветовой «Возрожденный "Олимп"»)