Самарская филармония организовала конкурс на лучшее исполнение произведений Римского-Корсакова. Но центральным событием стали симфонические концерты, которыми дирижировал Натан Рахлин (он возглавлял тогда Государственный симфонический оркестр СССР).
Многие музыканты помнили Натана Рахлина еще по его первому приезду в Самару, когда после окончания Киевской консерватории он в течение года (1930-1931) работал в нашем музыкальном училище в качестве педагога. С тех пор жили среди музыкантов легенды об этом необычайно одаренном человеке. Особенно поражало всех, что он владел едва ли не всеми музыкальными инструментами, и не только оркестровыми. Так, например, рассказывали, что на шефском концерте, где Рахлин должен был аккомпанировать солистам, не оказалось фортепиано. Тогда Рахлин попросил гитару и без всяких репетиций проаккомпанировал всю программу!
И вот этот легендарный музыкант – за дирижерским пультом… Талантливый, артистичный, импульсивный, неутомимый в работе – все это захватило музыкантов. И, хотя симфонический оркестр был еще не полностью укомплектован, все же, по утверждениям рецензентов, после нескольких дней упорной работы в большой программе из произведений Римского-Корсакова, в виртуозной пьесе «Испанское каприччио», дирижер и оркестр добились ансамблевой точности, полнозвучности, и даже – «пленительности звучания».
Вся деятельность филармонии, ее сотрудников в годы войны была нацелена на победу. Филармония организовывала концерты для частей Красной Армии, оборонных объектов, в отдаленных районах и селах, на призывных пунктах. Артисты ездили на лесозаготовки, собирали деньги на подарки бойцам, сдавали кровь для спасения воинов, помогали семьям фронтовиков, шефствовали над госпиталями – приносили раненым подарки, дежурили, давали концерты. Размах концертной деятельности филармонии был огромным. Артисты и сотрудники филармонии своим самоотверженным трудом ежечасно и ежедневно приближали день долгожданной Победы. И этот Великий день наступил!
(В тексте использованы материалы из архива Самарской филармонии и книги Е.М. Цветовой «Возрожденный "Олимп"»)