5 апреля 2020 года исполнилось 80 лет Самарской государственной филармонии. Весь этот год для одной из ведущих концертных организаций страны – юбилейный. Филармония проводит разнообразные мероприятия – сейчас это онлайн-трансляции концертов, музыкальных спектаклей, выставок, конкурсов. Ее сотрудники организуют всевозможные виртуальные проекты, приуроченные к этой дате.
Сегодня мы представляем вашему вниманию материал музыковеда, кандидата искусствоведения, члена Союза композиторов России Натальи Анатольевны Эскиной, опубликованный в «Свежей газете. Культуре» 7 мая 2020 года, № 8–9 (181–182):
«Вселенная – это очень большой бублик. Огромное кольцо, а внутри мы все. И мы там ходим. Сейчас прошла реконструкция, и эффект бубликообразной Вселенной пропал. А тогда, в детстве, внутри филармонического тора текла, как кета на нерест, самарская интеллигенция.
Сенсация
Самой большой сенсацией коридорных разговоров внутри филармонического бублика был Рудольф Керер. Откуда ни возьмись, появляется на небе отечественного исполнительства эта ярчайшая звезда. И никто в Москве о нем до сих пор не слышал! Завоевывает первое место на Всероссийском конкурсе. 50 баллов из 50! Сенсация! Такого просто не бывает! Успех надо развивать. Всероссийский конкурс – ступень к Международному конкурсу имени Чайковского. Но туда Керер, несмотря на свою блистательную победу, уже не проходит. По возрасту. Пианист уникальный, но ему уже 38. На шесть лет опоздал. Почему же он так припозднился с участием в конкурсе? Ведь карьера пианиста обычно начинается рано.
Летучий Голландец
Легенда о Керере, которую я в 12 лет услышала от филармонических завсегдатаев, по силе воздействия на молодой организм сравнима разве что с легендой о Летучем Голландце. Правда, я не вагнеровская Сента, распевать балладу и бросаться в холодные воды Северного моря я не стала. Решила броситься в воды пианизма.
А легенда вот какая. Керера в начале войны посадили. Как немца, то есть потенциального врага. Он просил, чтобы ему дали возможность заниматься. Но кто же ему в камеру фортепиано поставит? Тогда Рудольф Рихардович нарисовал клавиатуру на доске и хоть таким образом занимался, поддерживал себя в пианистической форме.
Сейчас, по прошествии сорока с лишним лет, захотелось мне эту легенду проверить. Нырнула в Интернет. Там плавают противоречивые сведения. Вот отрывок из интервью с пианистом: «18 октября (на всю жизнь запомнил эту дату!) меня с братом и матерью сослали в Казахстан, в поселок Пахтарал. За «тяжкое преступление» – за то, что мы были немцы». Керер чего-то недоговаривал? Всего лишь сослали? В посвященном ему форуме проскальзывает слово «тюрьма». Наверное, сначала была тюрьма, а потом ссылка. Но доска с нарисованной клавиатурой присутствует в обеих версиях легенды. В ссылке пианист получил вторую специальность. Окончил заочно мехмат и стал преподавать в школе математику. Выучился играть на аккордеоне, собирал ребят, устраивал для них концерты. Тринадцать лет выброшены из жизни. И вот, наконец, режим разжал свои когти. Теперь можно вернуться к любимой профессии. Керер завершил свое образование в Ташкентской консерватории, приехал в Москву, сыграл на Всесоюзном конкурсе, набрав 50 баллов из 50...