+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов
Весь сайт
Поиск
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов
17 июня 2020
Друзья!

17 июня
в рамках онлайн-трансляции из серии «Самарская филармония Live» вы услышите сюиты из балета «Дафнис и Хлоя» и знаменитое «Болеро» Мориса Равеля в исполнении Академического симфонического оркестра Самарской государственной филармонии под управлением народного артиста РФ Михаила Щербакова.

Крупнейший французский композитор Морис Равель (1875-1937) – великолепный мастер музыкального колорита. В его музыке сочетаются импрессионистическая мягкость и размытость звучаний с классической ясностью и стройностью форм. Она привлекает богатством фантазии, звуковой живописностью, поэтической образностью, отточенностью каждой детали партитуры. Близка современному восприятию особая сдержанность равелевского лиризма. При этом Равель поразительно глубок, мудр, человечен, искренен. Он не приемлет прекрасного вне высоконравственного. Он никогда не воспевал упадочное, скрывавшееся под покровом обманчивой красоты. Равеля вдохновляют природа, античный миф, сказка, танец…

«Дафнис и Хлоя» (1910) – одно из вершинных достижений музыкального импрессионизма, а для самого Равеля – наиболее масштабное произведение довоенной эпохи, ставшее значительной вехой в творчестве композитора. Музыка к балету, впоследствии переработанная в две сюиты, создавалась в содружестве со знаменитым русским театральным деятелем Сергеем Дягилевым (1872-1929). В ней по-своему возрождает интерес к античной тематике, который существовал во французском искусстве XVII и XVIII столетий. Это своеобразная дань национальной традиции классицизма, но только в том, что касается сюжета. Античность балета условна, и музыка по большей части вызывает в воображении не строгие рисунки на греческих вазах, а скорее колорит полотен импрессионистической живописи. И это не кажется анахронизмом: слушатель принимает партитуру Равеля такой, какая она есть, – во всём богатстве красок, родившихся в фантазии композитора XX века. Поэтичность музыки в сочетании с изысканной роскошью красок оркестра делают и поныне эту партитуру одним из лучших созданий Равеля.

В 1928 году Равель написал одно из самых своих знаменитых симфонических произведений – «Болеро». Оно было заказано танцовщицей Идой Рубинштейн (1883-1960) и первоначально предназначалось для хореографического воплощения, что не помешало ему войти, прежде всего, в концертный репертуар. По сравнению с импрессионистическим языком «Дафниса и Хлои» «Болеро» отличается подчеркнутой лапидарностью гармонического языка, ясностью рисунка мелодии, оригинальной в своих интонационных поворотах. Никаких гармонических ухищрений, никакой усложненности фактуры, и сама оркестровка подчинена простому и последовательному принципу. За отказом от усложненности у Равеля скрывалось нечто большее, чем желание приблизиться к пониманию слушателей: это была демонстрация власти над звуковым материалом, блистательной виртуозности композитора, показывающего, чего можно достичь, оставаясь в пределах ограниченных средств и строго выдержанного технического приёма, приобретающего главенствующее значение. Это не просто нарядно оркестрованный испанский танец, а развернутое симфоническое полотно, где с колоссальной силой воплощена стихия четкого неостановимого движения-нарастания.

Исполнители:
Академический симфонический оркестр Самарской государственной филармонии
Художественный руководитель и главный дирижер – народный артист РФ Михаил Щербаков
Лектор-музыковед – Ирина Цыганова

Морис Равель сюита «Дафнис и Хлоя», «Болеро»