Штрихи характера
Кому-то, кто родился гораздо позже описываемых времен, могут показаться странными такие восторги в отношении музыканта, слава о котором прошла незаметно для них. А если честно признаться, то этой славы не так уж много досталось и самому Проваторову. Он был равным по дирижерскому таланту своим сверстникам Светланову и Рождественскому, но где их пьедестал – и где его?
Скорей всего, Геннадий Пантелеймонович был слишком погружен в процесс созидания музыкальных миров. Будучи надбытным человеком, не замечавшим прелести ухоженного дома и дорогой одежды, он, находясь в одном измерении со своими любимыми книгами и партитурами, мог часами, ничего не замечая вокруг, погружаться в зашифрованные исповеди вековых титанов музыкальной мысли и пропевать вслух впечатливший его мотив.
Не все осмеливались говорить с ним на равных. Его знания были фундаментальны, его горизонты уходили так далеко, что обыватель не мог уловить уходящую вдаль фигуру человека, чьим предназначением и было то самое движение окрыленных рук, зовущих всех за собою. Его интересовало всё, от космоса до микробиологии. Вот только к концу своей жизни он так и не смог подружиться с компьютерами и новыми телефонами, с восторгом удивляясь врожденным навыкам (как он сам заявлял) своей маленькой дочки, точно знающей, как поступать с сотовыми и планшетами.
У Проваторова было какое-то особенное отношение к дирижерской палочке. Их у него было очень, очень много. Часто он выпускал их из рук, как стаю птиц, уверенных в направлении своего полета, или же, напротив, как испуганных птенцов, перепутавших магнитные полюса.
Палочки – продолжение его рук, мыслей и намерений – в течение репетиций или концертов эпично разлетались в разных направлениях сцены и зала. В попытках «вытащить» из оркестра нужный звук, темперамент дирижера рвался наружу, забывая о незыблемых границах фрака и пространства сцены. Оркестранты, зная эту его особенность, готовили к началу концерта целую вязанку тонких изделий из дерева. Бывало, что и ее не хватало до финала, и тогда в ход шли подручные средства – вязальная спица одной из оркестранток или собственный полосатый носовой платок!
О его темпераменте (и это при том, что он, как никто другой, обладал ясной и понятной для оркестрантов и солистов рукой, пластичным, энергичным жестом) среди музыкантов ходили разные легенды. Вот и Геннадий Рождественский как-то на репетиции рассказал такую байку: «Почему в пульте дырка?» – спрашивает дирижер у оркестрантов. «А это приезжал Проваторов и дирижировал Менуэт Боккерини».
Возвращаясь из гастрольных поездок
Как-то раз, возвращаясь из очередной гастрольной поездки, он обнаружил дверь своей квартиры открытой. Его не было дома две недели. Значит, это жена Тереза оставила дверь незапертой. А где же она? Оказывается, тоже на гастролях. Уже больше недели!
***
По дороге домой видит посреди проезжей части двух очаровательных кошек. Не задумываясь, оставляет чемодан на тротуаре, берет оставшийся от поездки кусочек колбасы и спешит им навстречу. Кормит, гладит, радуется, как ребенок. Возвращается на место, где оставил чемодан. Его нет. А там документы, рабочие партитуры и, конечно же, гастрольные гонорары. Незадолго до этого момента видел двух своих соседок, знавших о его поездках. И о том, что он возит с собой немалую сумму. Но не пойман – не вор. Дамы не сознались, но очень уж выдавали глаза, которые смотрели с испугом на известного соседа. Он их простил.
***
Идет репетиционный процесс в одном из московских театров. Проваторов увлечен работой, полон энтузиазма и энергии. Из оркестровой ямы не уходит на перерыв, а лихо перескакивает через барьер, чтобы сэкономить время. Он всегда занимается спортом, находится в отличной форме, тут и творческий азарт налицо. Но на пути его очередного прыжка в яму оказалась скрипка концертмейстера. Дорогая, очень дорогая. Он приземлился на нее. Пришлось расплачиваться годовым запасом гастрольных денег.
***
На привокзальной площади Минска его встречает журналистка. Она хочет писать о нем большой материал, быть может, даже книгу. Ей важно первой услышать свежие впечатления Маэстро, который возвращается из длительной поездки в одну из западных стран. Не теряя времени, заходят в близлежащую забегаловку, располагаются за стойкой. Дежурным полицейским кажутся подозрительными их горящие глаза и громкие разговоры. Просят Проваторова предъявить документы. Он, не понимая серьезности происходящего момента и не успевая «вернуться» из разговора со спутницей, машинально лезет в свой огромный баул и достает лежащую сверху симфоническую партитуру. Полицейские переглядываются, снова просят предъявить паспорт. Очнувшись, он поочередно выкладывает на стол еще одну партитуру, еще одну, газеты с рецензиями, далее удостоверения народного артиста и лауреата Государственной премии, деревянные указки (это были дирижерские палочки!). Последним оказывается кошелек. А где же паспорт? Но стражи порядка, наконец, понимают, с кем имеют дело, и смущенно удаляются из подконтрольного питейного заведения…
Постулаты и парадоксы
Проваторов говорил: «Искусство зовет к себе, но оно имеет гордость, оно не унижается перед теми, кто не способен дотянуться до него». – «Прежде, чем войти куда-то, надо обязательно думать о том, как оттуда выйти» (это в адрес своих учеников, мечтающих о профессии «знаменитых дирижеров»). – «Публика – всегда ребенок. А ребенок всегда прав. Вот потому и публика всегда права, отказывая вам во внимании, если вы им неинтересны». – «В успехе постановки могут весьма помочь театру, а также дирижеру и исполнителям, знаменитые имена. Вам становится значительно легче, когда вы разделяете свою ответственность за происходящее с Чайковским и Пушкиным. Здесь, главное, отстоять свое скромное место – кому на сцене, а кому в вахтерской будке». – «Искусство не принадлежит народу. Лишь только его какой-то части. Иногда я чувствую себя весьма неловко в наряде академического дирижера при выступлении на празднике по случаю недавно добытого из недр земли небывалого урожая картошки».
На вопрос, какой же театр наиболее близок для Проваторова по ауре, он честно отвечал: «Это слишком благородное слово для театра. Каждый театр – это и аура, которую можно назвать театром, и одновременно – клоака и борьба торжествующих на одно лишь мгновение амбиций… Поражения и победы настолько внутреннее дело театра и подверженное очень сильно многим случайностям, так что в данном случае лучше не употреблять слово «аура».
О сценической работе: «Тот, кто работает в театре, приходит сюда каждый день в течение долгого промежутка своей жизни. Поэтому каждому, кто здесь каждый день, приходится переживать и большие взлеты, и подчас незаслуженные падения. Причем эти взлеты и падения касаются именно особых людей. Нет, они обычные люди, но выделяются среди всех только степенью своей чувствительности по отношению к окружающему миру. И для них пережить подобные повороты судьбы – подчас вопрос жизни или смерти. Ведь всё происходящее ощущается ими как личное и внутреннее, эквилибрирующее на грани взлета канатоходца или же падения, причем падения до таких низов, что практически от тебя ничего не остается. Самое больное в этом во всем – то, что всё это происходит не у тебя в квартире или доме, а у всех на виду, что тысячекратно увеличивает рамки дозволенной в обществе человеческой боли, что рождает целые тоннажи домыслов, небылиц, злословий и острот. Сумеешь при головокружительном падении выстоять, выжить, а затем, очнувшись, начать постепенное восхождение, тогда обретешь почет и уважение. Если нет – придется уйти в никуда и начинать все сначала». (Увы, всё это вышесказанное Проваторовым в полной мере можно было отнести и к нему самому, к маршрутам его причудливого творческого пути.)
О дне рождения дирижера можно было узнать лишь только двумя проверенными способами: либо заглянуть в какой-нибудь энциклопедический словарь, либо ожидать ордена или другой награды, которую вручали ему в честь очередного юбилея. Тогда уж он не отнекивался и не возражал против поздравлений или подарков по случаю годовщины его появления на свет божий. Вот и снова подопечный оркестр узнает о юбилее своего главного дирижера только в момент прибытия чиновника в ранге министра с букетом в руках и с голубой орденоносной коробочкой. И реакция оркестрантов тут вполне адекватная: они более удивились приходу человека с портфелем, нежели подлежавшего очередному сокрытию круглого «десятилетия» Маэстро. А вот что говорил по этому поводу сам Проваторов, объясняя присутствие на своей груди еще одной «металлической брошки»: «Посмотрите, как гаснет интерес публики при перечислении чьих бы то ни было лауреатских званий и наград. А как загораются глаза зрителя, когда просто произносятся имя и фамилия любимого актера или музыканта».
На просьбу одного из журналистов назвать несколько своих любимых слов русского языка неожиданно ответил: «Их два, этих самых важных слова: «чувство» и «развитие». Чувство – это чаще всего любовь. Слово «любовь» не надо часто произносить, его нужно воплощать в поступках. Но всё же главное слово для меня – это «развитие». Чувство может включать развитие, а развитие непременно вдохновляется любовью!»
***
Знаете, какие праздники любил и отмечал Геннадий Пантелеймонович? Нет, не привычный всем Новый год, а природные дни солнцестояния и равноденствия! Это были его личные праздники – два дня близкого общения с солнцем… Он и из жизни ушел между этими двумя любимыми праздниками – в начале мая, четвертого дня, когда весна в Минске была в самом разгаре, и до летнего солнцестояния оставалось не так много. Находясь в палате реанимации, он уже не видел за окном ярких красок цветущей природы, не слышал слов поддержки своей любимой семьи. Уходил ли он с сознанием выполненного долга перед судьбой и своей жизнью? Как узнаешь…
Но нам известно главное: Геннадий Пантелеймонович Проваторов был настоящим «последним из могикан» русской дирижерской школы, человеком удивительной судьбы и яркого таланта, обладающим даром музыкального гипноза, провидческих озарений и необыкновенного магнетизма. Он посвятил нашему городу целых десять лет своей уникальной творческой жизни. Отважный «рыцарь высокого искусства», он обратил в свои ряды сотни, тысячи преданных ему любителей музыки. И мы горды своей причастностью к этому имени, равно как к истории его взлетов и падений.
После отпевания и прощальной панихиды в Минске одного из главных героев белорусской культурной летописи и основателя национальной белорусской дирижерской школы Проваторова, по его завещанию, похоронили в родной Москве, где он родился, учился, женился, познал триумф и славу...
Музыковед Самарской государственной филармонии
Людмила БЕЛЯЕВА
Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» 18 июня 2020 года, № 12 (185)