7 июля 1860 года в мир пришел австрийский композитор, которого считают предвестником экспрессионизма, Густав Малер. В своих сочинениях он стремился определить место человека в окружающем мире, завершая эпоху философского романтического симфонизма. Композитор говорил, что не может быть счастлив, зная, что где-то страдают другие. Такое отношение к действительности делало для него неразрешимой задачу достижения гармоничного целого в музыке. В его творчестве циклы песен тесно переплетались с симфоническими произведениями, вылившись в сочинение симфонии-кантаты «Песнь о Земле» по мотивам китайской поэзии VII века.
«Что пленяет в его музыке? Прежде всего – глубокая человечность. Малер понимал высокое этическое значение музыки. Он проник в самые сокровенные тайники человеческого сознания, его волновали самые высокие мировые идеалы...» (Д.Д.Шостакович).
Его Пятая симфония открывает своего рода трилогию 900-х годов. Здесь он впервые воплощает свой замысел лишь средствами «чистой» музыки, без помощи слова и образных ассоциаций. Внимание автора целиком сосредоточено на сложных эмоциональных контрастах, присущих внутреннему миру современного героя. В Adagietto (четвертой части 5-частного цикла) заняты только струнные инструменты – смычковые и арфа, придающие музыке особенную лирическую насыщенность. Это своеобразная миниатюрная оркестровая «Песня без слов» с томительно прекрасной бесконечной мелодией.
Г. Малер Симфония №5 (4 часть). Показ видеозаписи концертного номера к 160-летию со дня рождения композитора.
Исполнители: Академический симфонический оркестр Самарской государственной филармонии.
Дирижер – заслуженный артист России Георгий Клементьев