+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов
Весь сайт
Поиск
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов
11 сентября 2020

Виктор ДОЛОНЬКО

* Д. Д. Шостакович

В Самаре вот-вот начнется фестиваль, связанный с именем Дмитрия Шостаковича. Это уже третья попытка

В первой, в середине «нулевых», акцент был сделан на пропаганду наследия композитора, той его части, которая связана с периодом «запасной столицы». Как это ни парадоксально, но если бы не просветительская деятельность Самарского отделения Союза композиторов, и в первую очередь Елены Яковлевны Бурлиной, наши знания («наши» – это «неисчислимой» части самарского народа) ограничивались бы элементарной цепочкой «Шостакович – Куйбышев – Седьмая симфония». Фестиваль был немассовым, но удачным, хотя власть предержащие не очень и расстарались в серьезной поддержке начинания, хотя «белых пятен» в этой не только музыкальной истории немало, да и стремление сделать Дмитрия Дмитриевича «нашим всем» не пошло на убыль.

Вторая попытка была сделана в прошлом году, главные ее события происходили на многочисленных концертных (и приспособленных под них) площадках города и сумели объединить вокруг имени великого композитора без преувеличения широкие артистические и музыкальные силы нашего города, за что честь и хвала молодому оперному певцу Валерию Макарову, уроженцу Самары, ныне – солисту Большого театра России, его камерной сцены имени Б. А. Покровского.

И опять всё забыли. Фестиваль хорош, когда он – результат плодотворной и долговременной деятельности, а не только продудеть в паровозный гудок и оповестить о событии жителей окрестностей. Это упрек не Валере, а вновь властным местоблюстителям.

И вот – третья попытка. С новой концепцией да еще и в поистине экстремальных условиях. Художественный руководитель фестиваля народный артист России и председатель областного отделения Союза композиторов Марк Левянт основную ставку сделал на привлечение интереса к событию за счет громких имен гостей. И нужно сказать, ему это более чем удалось.

Да, из-за пандемии сорвались договоренности с зарубежными исполнителями, да, из программы выпали запланированные представления больших форм из-за ограничений на численность занятых в них исполнителей, но Венгеров, Березовский, Мацуев, Мечетина, Гиндин, etc. – все из первого состава любой «музыкальной сборной».

Марк Григорьевич – дай Б-г, все неприятности для него и его соратников позади – действительно сделал единственное, пожалуй, возможное в условиях непримиримой войны с коронавирусом: задал планку. Причем планку – самим себе: никто на будущий год никаких поблажек организаторам не даст. А 2021-й накладывает на них огромную ответственность: 80 лет Союзу композиторов, инициатором создания которого выступил Шостакович, и создан союз был в Куйбышеве, а значит, участниками второго форума обязательно станут не только гости, но и хозяева.

Уже в этом году в фестивале искусств участвует драматический театр, то есть музыкой никто ограничиваться не собирается, более того, в планах – кинопрограмма, выставки, научная конференция.

При этом организаторы подчеркивают: это не фестиваль музыки Шостаковича. И действительно, в программе – сочинения Чайковского, Рахманинова, Шуберта, Брамса, народная музыка. Не буду повторяться – взгляните в предыдущий номер «Свежей».

Но и в столь разноплановой программе не всё так просто. Есть и второй, и третий планы. Возьмите «Рыцаря пылающего пестика» мало, прямо-таки скажем, известного драматурга Френсиса Бомонта (я о тексте пьесы, а не о спектакле, который, между прочим, отмечен как лучший спектакль Москвы года 2019-го). Так вот монолог из этой пьесы использовал в финале «Весенней симфонии» Бенджамин Бриттен. А есть композитор ХХ века, который был бы духовно ближе Дмитрию Шостаковичу, чем он?

Пожелаем успеха фестивалю. Идите и слушайте. Главное – достать билеты.
 
Опубликовано в «Свежей газеты. Культуре» от 10 сентября 2020 года, № 17 (190)