+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов
Весь сайт
Поиск
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов
15 сентября 2020

Школа Мастеров

Людмила БЕЛЯЕВА *
Продолжение. Начало в № 15–16 за 2020 год.
 
В оркестр продолжали приходить новые музыканты: скрипачи Ефим Малкин, Григорий Брагарник, Владимир и Идея Фроловы, альтист Зиновий Хайкин, гобоист Василий Надворский, кларнетист Борис Николаев, фаготист Александр Банников, тромбонист Михаил Гуревич, трубач Герман Ракуц, флейтист Павел Найда, контрабасист Бениамин Шклярский. Почти все они были фронтовиками, со множеством боевых наград. Конечно, не всё так радужно было в коллективе, ведь некоторые из них за годы войны растеряли исполнительские навыки, и надо было наверстывать упущенное – словно учиться заново. Но рядом находились молодые музыканты, которые постепенно вливались в коллектив, и потому для «ветеранов» было просто невозможным потерять лицо.
 
Через несколько лет работы во главе с Бруно БЕРМАНОМ оркестр мог исполнять множество известных симфонических произведений мировой музыкальной классики, и город постепенно осваивал многие крупные сочинения Рахманинова, Скрябина, Мендельсона, Франка, а также музыку современных советских композиторов. Были исполнены новые партитуры Шостаковича, Прокофьева, Мясковского, Шапорина. Зачастую солистом фортепианных концертов с оркестром зарубежной и отечественной классики становился Алексей Трифонов. Бесценным опытом для оркестра стало и довольно частое приглашение солистов и дирижеров, настоящих звезд советского исполнительского искусства. Благодаря своей московской консерваторской прописке худрук филармонии мог свободно общаться со многими столичными музыкантами, приглашая их на гастроли в Куйбышев.

Этот творческий союз двух руководителей позволил заговорить о Куйбышевской филармонии на всю страну. Приглашенные к нам на концерты дирижеры А. Стасевич, В. Дударова, К. Кондрашин, пианист Э. Гилельс и скрипач Д. Ойстрах с удовольствием возвращались вновь. Оркестр почувствовал свою силу и востребованность, старался соответствовать той высокой планке, которую задавали гастролеры.

В филармонии появились симфонические абонементы, интерес к классической музыке рос всё больше. Появились гастрольные маршруты и у оркестра. Возникли дальние концертные туры по городам Сибири. Смею предположить, что дирижер Берман был настолько покорен гостеприимством и красотой природы этого края, что в 1958 году перешел на работу в Барнаульский симфонический оркестр. На этом биография Бруно Исидоровича обрывается, и дата его ухода из жизни нам неизвестна.
 
***

Огромный объем работы, выпавший на долю оркестра в 50-е годы, требовал помощника главному. Им стал молодой дирижер Гурген Карпович (Карапетович) КАРАПЕТЯН (1921–1986). В 1952 году он окончил Ереванскую консерваторию по классу оперно-симфонического дирижирования и сразу же был приглашен в Куйбышевскую филармонию. Учеба у патриарха отечественной дирижерской школы, основателя дирижерского отделения в Московской консерватории Константина Соломоновича Сараджева считалась большой удачей. И вскоре дала свои результаты – уже во время своей работы в Куйбышеве, где Карапетян успешно дирижировал вечерними концертами и детскими программами. Он участвует и побеждает во Всесоюзном конкурсе дирижеров в 1955 году. А вскоре уезжает из нашего города, получив приглашение на должность художественного руководителя и главного дирижера симфонического оркестра Воронежской филармонии. Собственно, туда, откуда приехал к нам Бруно Берман.

После Воронежского симфонического он работал с оркестром Северной Осетии, затем в Днепропетровске на Украине. Там он стал заметной фигурой, известность ему принесла активная пропаганда советской и особенно украинской музыки; был первым исполнителем ряда произведений Ш. Чалаева, И. Карабица, E. Станковича, А. Штогаренко. В 1976 году ему было присвоено почетное звание «Народный артист Украины».
 
***
 
Юрий Олесов
Вакансия на должность второго дирижера оставалась в Куйбышевской филармонии недолго. Вскоре после стремительного взлета в карьере и последовавшего назначения Карапетяна в Воронеж в оркестре за пультом появился Юрий Викторович ОЛЕСОВ (1924–1994). Молодой, легко и просто идущий на контакт с музыкантами, он быстро нашел общий язык с оркестрантами.

Он был из Свердловска – там родился, получил музыкальное образование, после войны окончил Уральскую консерваторию по классу композиции и следом пошел в ученики к профессору П. И. Паверману, постигать профессию дирижера. До переезда в Куйбышев Олесов успел стать членом Союза композиторов СССР, дирижировал симфоническими оркестрами Свердловска, Челябинска и Хабаровска, преподавал в специальных музыкальных заведениях. Внушительный творческий багаж молодого музыканта, мгновенное включение в репертуар оркестра, заметные музыкальные премьеры и талантливое исполнение русской симфонической классики – Чайковского, Мусоргского, Калинникова, Рахманинова – выдвинули его на передний край музыкальной культуры города.

Через год его деятельности в Куйбышеве симфоническому оркестру во главе с Бруно Берманом поручают масштабные гастроли по городам Сибири, а потом – на целину. Оба дирижера, как и весь состав симфонического оркестра, впервые предприняли столь длительное путешествие с многочисленными концертами по городам и весям. Многому научились в этих поездках. Бездорожье, сломанный транспорт, отсутствие бытовых и творческих условий по маршруту следования, неподготовленная публика, выступления в цехах и на полевых станах не сломили наших артистов. Они вернулись домой с боевым запалом, многое повидали и научились работать в любых условиях, мгновенно перестраиваться.

Наконец музыканты окончательно поверили в свои профессиональные возможности. За эти гастрольные туры и оркестр, и дирижеры были отмечены благодарностями и беспрецедентным количеством почетных грамот по всему следованию маршрута. Об успехе куйбышевских музыкантов услышали и в Москве. Это позволило поручить коллективу нашего закрытого города совместные выступления с зарубежными солистами на сцене Куйбышевской филармонии. И Олесов, молодой и крепкий профессионал, как нельзя лучше подходил для этой цели. Именно ему на протяжении нескольких лет выпадала историческая миссия неоднократного открытия железного занавеса между куйбышевскими музыкантами и представителями мировой исполнительской школы из ГДР, Франции, Исландии, Бразилии и Китая. Имена солистов, возможно, были и не самые громкие, тем не менее, ответственность нашей принимающей стороны огромна! Стоило хоть одному их этих концертов оказаться не на должном уровне, вряд ли потом последовали бы очередные приглашения заморских гостей.

После отъезда Бермана в Алтайскую филармонию Юрий Викторович оставался целый год один на один с нашим оркестром, пока не появился новый главный дирижер. С ним Олесов будет сотрудничать еще два сезона, а потом по приглашению уедет в Луганск на место главного дирижера симфонического оркестра филармонии. Там же получит почетное звание «Заслуженный артист Украины» и вновь, уже окончательно, вернется в Куйбышев в 1974 году. Целых два десятилетия, вплоть до кончины, посвятит себя творчеству: будет дирижировать, писать музыку, заниматься педагогической деятельностью.

 
***
 
 
 
Но вернемся в год 1959-й, когда за пульт оркестра встал главный дирижер и художественный руководитель Соломон Симхович ФЕЛЬДМАН (1909–2003). Впервые в истории симфонического оркестра Куйбышевской филармонии назначение на пост состоялось в результате тайного голосования музыкантов после творческого конкурса дирижеров.

По прошествии более чем полувека понимаешь, какого масштаба музыкант появился в нашем городе. Ему было 50 лет, когда он возглавил наш симфонический оркестр, и время, проведенное им за пультом Куйбышевского симфонического, отмечено исполнением невероятного количества самой разнообразной музыки.

Талантливый выпускник Киевской консерватории, беспредельно преданный раз и навсегда выбранной профессии, Фельдман уже в молодости стал главным дирижером только что организованного Днепропетровского симфонического оркестра, затем создавал и возрождал послевоенные оркестры Челябинска и Донецка. В Куйбышев он приехал с невероятным творческим багажом, с ясным пониманием своей задачи. И действительно, город едва успевал следить за афишами, предлагавшими любителям музыки не только великолепные образцы проверенной веками классики, но и массу премьер как известных миру композиторов, так и новых авторов.

Подсчитано, что за годы его работы у нас прозвучало более 40 симфонических премьер! Он вывел на новый уровень всю содержательную систему симфонических абонементов для слушателей, ввел в постоянную практику проведение авторских вечеров современных советских композиторов. С ним оркестр выехал на гастроли на родину Чайковского – в Воткинск, а также Ижевск и Сарапул, где впервые проходили широкомасштабные всесоюзные фестивали музыки композитора.

По инициативе Фельдмана и при его активном содействии вместо небольшой эстрадной раковины в городском парке имени Горького была возведена крытая летняя концертная площадка – Зеленый театр, где в последующие годы по возрожденной традиции бесплатных концертов будет играть симфонический оркестр. Дирижеры Ю. Симонов и В. Дударова, пианисты Д. Башкиров и Н. Штаркман – вот лишь несколько имен, которые осветили эту сцену своим талантом. Именно здесь, в летнем парке, в последний раз перед вынужденной эмиграцией выступил и М. Ростропович.

Если вспомнить, какие сочинения, в том числе и впервые, прозвучали в Куйбышеве под управлением маэстро Фельдмана и с какими выдающимися исполнителями-солистами это было – пианисты С. Рихтер, Э. Гилельс и Я. Флиер, скрипачи Д. и И. Ойстрахи, виолончелисты М. Ростропович и Д.Шафран, – можно с уверенностью говорить о бесценном вкладе дирижера как в историю филармонии, так и в общую копилку музыкальной культуры нашего края.
 
Симфонические миниатюры «Сказка» Римского-Корсакова и «Воевода» Чайковского, «Русь» Балакирева и «Картинки с выставки» Мусоргского в оркестровке Равеля, равелевская «Испанская рапсодия» и «Цыганское каприччио» Рахманинова, 8-я симфония Шостаковича и 3-я Бунина, 1-е и 4-е симфонии Малера и Брукнера, бриттеновские вариации на тему Пёрселла и 2-я симфония Шумана, «Немецкий реквием» Брамса и концерты Баха и Генделя, «Фауст-симфония» Листа и Траурно-триумфальная Берлиоза, «Дон Кихот» и «Тиль Уленшпигель» Р. Штрауса, сочинения чешских и словацких композиторов Мартину, Яначека, Сухоня, Дворжака и Сметаны, украинская музыка, все симфонии его любимого Прокофьева – вот лишь небольшой круг интересов Фельдмана в начале 60-х годов.

С именем Фельдмана связываем мы и историю Ленинских весенних музыкальных фестивалей (первый состоялся в апреле 1963 года). Возникший именно по инициативе дирижера и одобренный партийным руководством, четверть века – вплоть до распада Советского Союза – этот праздник был широкомасштабным, всеохватным, проходил всегда торжественно и шел одновременно в трех городах: Куйбышеве, Казани и Ульяновске. Фактически это был большой фестиваль ведущих мастеров искусств всей нашей большой страны, только проходил он не в столице, а на волжской земле.

В феврале 1995 года Соломон Симхович отмечал свой 85-летний юбилей в филармонии, за пультом оркестра. Впервые за долгие годы отсутствия патриарх сцены предстал перед куйбышевскими слушателями и дирижировал свои любимые произведения: увертюру «1812 год» и Четвертую симфонию Чайковского, 20-й и 23-й фортепианные концерты Моцарта (солировали Аркадий Севидов и Гиларий Беляев). Публика аплодировала стоя, и Мастера долго не отпускали со сцены. Свой юбилей дирижер встретил уже в звании «Заслуженный деятель искусств России», которое ему было присвоено накануне.

С уходом на пенсию Соломон Симхович не покинул сцену, дирижировал отдельными программами, продолжал гастролировать по стране. Он живо интересовался всем, что происходило в стенах родной филармонии, его часто можно было видеть на репетициях и концертах самарского оркестра. Он выписывал из Германии специальные музыкальные журналы (читал и говорил по-немецки), ежедневно, несмотря на состояние здоровья, изучал знакомые партитуры, находя в них новые, более глубокие смыслы.

Окончание следует

* Музыковед Самарской государственной филармонии
Опубликовано в «Свежей газеты. Культуре» от 10 сентября 2020 года, № 17 (190)