Версия для слабовидящих
simakina-gi@filarm.ru Возврат эл. билетов
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
Весь сайт
Поиск
simakina-gi@filarm.ru Возврат эл. билетов
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru Возврат эл. билетов
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
12 октября 2020

Музыка трех столетий


10 октября в Самарской филармонии с большим успехом прошел Концерт «Музыка трех столетий», который открыл музыкальный абонементный цикл «Современное дирижерское искусство». В концерте приняли участие Академический симфонический оркестр Самарской государственной филармонии, дирижёр Мариус Стравинский, солист – лауреат международных конкурсов Никита Мндоянц (фортепиано). В программе вечера прозвучали - Концерт №20 для фортепиано с оркестром ре минор В.А.Моцарта, Увертюра к опере «Эврианта» К.М.Вебера, Сюита «С моей книжной полки» для фортепиано с оркестром А. Шора и Сюиты №1 и №2 И.Ф.Стравинского.

Мариус Стравинский поделился своими впечатлениями о Самаре и самарских музыкантах: «Я летел сейчас в Самару из Лондона, перелет был необычный с остановкой на несколько минут в Дюссельдорфе, но это не важно, потому что сейчас я в Самаре и играю с вашим замечательным оркестром. За эти более чем полгода пандемия многому научила нас, в том числе - получать удовольствие от каждой маленькой мелочи жизни. Мне очень нравится у вас в Самаре. Я много слышал о симфоническом оркестре Самарской филармонии, когда выступал с концертами в других городах России. Здесь в Самаре очень интересная филармония. Сейчас, конечно, не самые легкие времена, но в России очень сильные люди, которые умеют выживать в непростых условиях. И я очень рад, что этот концерт все-таки состоялся. И я счастлив, что работаю с таким знаменитым оркестром».

Отвечая на вопрос, как творчество его предка, великого композитора Игоря Стравинского, отражается на судьбе музыканта, дирижер Мариус Стравинский ответил: «Мне очень неловко, что мое имя стоит в одном предложении с Игорем Федоровичем Стравинским, потому что таких людей как он – единицы в мире! Я с огромным пиететом отношусь к его музыке, к тем традициям и той школе, которую он создал. И вместе с музыкантами пытаюсь найти трактовку и наилучшим образом исполнить его музыку. Это композитор, которого очень любят публика и музыканты. Он всегда интересен, и я счастлив исполнять его музыку.

Рассказывая о музыкальном произведении Алексея Шора - Сюите «С моей книжной полки», которое исполнил с оркестром пианист Никита Мндоянц, Мариус отметил: «Конечно, это произведение построено на яркой ведущей линии фортепиано, играющей главную роль в сочинении этого композитора, а оркестр служит поддержкой солисту, у него роль второго плана. Музыку Алексея Шора мне всегда приятно играть, она очень легко написана, и ее тепло встречает публика!»
Пианист и композитор Никита Мндоянц, рассказывая об исполняемой программе, отметил: «Когда мы исполняем музыку Моцарта на современных инструментах, мы не должны отказываться от ресурсов, которые предлагают нам эти инструменты. Это связано с разнообразием динамики, штрихов. Конечно, на инструментах прошлого подобного разнообразия не было. Если бы Моцарт и Бетховен жили в наши дни, то они, безусловно, пользовались бы всеми этими преимуществами инструментов. Тем более, что великие композиторы были двигателями прогресса в развитии инструментостроения. Я стараюсь приблизить звучание инструмента к аутентичному, хотя, в принципе, никто из нас его не слышал, ведь нет записей, и мы можем опираться только на какие-то документальные источники. При этом нельзя выходить за рамки стилистики, ведь у каждого композитора она своя. Ре-минорный концерт Моцарта, который я исполняю, имеет много романтических нюансов. Надеюсь, это будет слышно в моей интерпретации.

Другое произведение, которое мы играем, – сочинение Алексея Шора Сюита «С моей книжной полки» для фортепиано с оркестром. В наши дни современная музыка достаточно сложна для восприятия слушателя в гармоническом плане, в плане сложности приемов, фактуры. Она не всегда доступна с первого раза неподготовленному слушателю. Алексей Шор отличается тем, что имеет смелость писать доступную гармоничную музыку, с обширным использованием мелодического начала. При этом он прибегает к сложным гармониям, используемым в 20-м веке. Но основа его музыки – романтическая. Чувствуется, что он пишет ее искренне, не для того, чтобы понравиться широкой публике, а потому, что это идет из глубины его души, от чистого сердца. И это убеждает! И, как исполнитель, могу сказать, что играть его музыку очень удобно, приятно. Фактура его музыки прозрачная. Нет препятствий в плане освоения материала. Эта музыка всегда имеет успех у публики!».