+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов
Весь сайт
Поиск
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов
15 октября 2020

«Королевские аудиенции» в Самаре

«Королевские аудиенции» в Самаре

Анна ЛАЗАНЧИНА *
Фото Михаила ПУЗАНКОВА

 
Артем Варгафтик
Уверена, случайных совпадений не бывает ни в жизни, ни в искусстве. Афиши Самарской филармонии зазывали на вечер органной музыки: играет солист Свердловской филармонии Тарас БАГИНЕЦ, концерт ведет музыкальный критик Артем ВАРГАФТИК. Пойти очень хотелось, и вдруг – свободный день, вот удача! Концерт же оказался первой частью абонемента – новинки сезона «Артем Варгафтик представляет» – и ознаменовал начало Х Международного фестиваля органной музыки «Королевские аудиенции». Значит, так было кем-то задумано. И получилось это хорошо.

Для открытия фестиваля исполнители выбрали интересную программу, включившую настоящие шедевры французской органной музыки. Концерт получил притягательное и броское название «Парижские истории». Особая манера ведения концертов – своего рода «фишка» Варгафтика. Его речь одновременно информационно емка и увлекательна. Музыкально-исторические факты он преподносит публике эмоционально и живо, в неожиданном ракурсе, по-новому высвечивая содержание произведений. Ведущий, как надежный проводник – попутчик героя в сказке, – предлагает дорогу к пониманию музыкального произведения, ненавязчиво приглашая слушателей проникнуть в таинственную сущность звуковой материи.

Парижские музыкальные истории оказались чрезвычайно разнообразны. Текст программки содержал преимущественно биографические сведения о композиторах. Ведущий же рассказал и об органах Парижа, и о знаменитых титулярных органистах, работавших в известных соборах французской столицы; раскрыл некоторые подробности истории создания самих произведений.

Первое отделение концерта музыканты посвятили, пожалуй, самому известному французскому органу – инструменту Собора Парижской богоматери. Разрушительный пожар 2019 года заставил замолчать этот великолепный голос Нотр-Дама. Исполнители выразили свою солидарность с теми, кто понимает, сколь велика могла бы быть утрата этого инструмента – одного из символов музыкальной культуры Европы и сколь трудоемким и длительным будет процесс его возвращения к жизни.
 
Тарас Багинец
Программу концерта открыли сочинения К. Бальбатра – настоящие музыкальные документы бурного XVIII столетия: Allegro из «Версальского манускрипта» и Вариации на тему «Марсельезы». Первое произведение, величественное и торжественное, исполненное громкогласных плотных созвучий, позволило воображению перенестись на улицы французской столицы, представить величайшие шедевры классической архитектуры и великолепное убранство королевских покоев, почувствовать себя на официальном приеме. Второе предстало искусной поделкой талантливого мастера, сумевшего своими экзерсисами на революционные песни и гимны сохранить себе не только жизнь, но и должность.

Настоящей кульминацией первой части концерта стала «Готическая сюита» Л. Боэльмана, едва ли не самое популярное сегодня органное произведение позднеромантического направления. Четыре части сюиты проследовали друг за другом, как картины, демонстрирующие смену исторических эпох от мрачного Средневековья до современности. Т. Багинец исполнил цикл свободно и артистично, визуализировав в звуках незабываемый облик собора на острове Сите. Оригинально прозвучал финал произведения, обычно трактуемый как мрачное фантастическое видение. В этот раз мощная энергия токкаты вдруг раскрылась как неумолимое движение времени, непредсказуемого и фатального.

Во втором отделении прозвучали сочинения композиторов ХХ века, раскрывшие иные образы. Медитации О. Мессиана отразили мир эстетических идеалов этого удивительного музыканта – постулаты католической веры и преклонение перед необыкновенной красотой птиц, этих загадочных творений Божьих.

Прекрасные образы в музыке Ж. Алена ирреальны. Как сквозь завесу времени ускользающим звуковым фантомом промелькнули Вариации на тему К. Жанекена, а «Висячие сады» поразили слух красочными «неземными» созвучиями и оставили впечатление свидания с чудом. Исполненные вслед за сочинениями Мессиана, они обнаружили некое духовное родство двух композиторов-современников. Т. Багинец подчеркнул в этой музыке не только влияние импрессионистической красочности, но и тяготение к экзотическим выразительным средствам Востока. Необычайной внутренней духовной силой наполнил органист исполнение «Литании». Произведение, построенное на нагнетании энергии, кульминацией практически погрузило в транс.

Завершил концерт ля-минорный хорал С. Франка, признанный вершиной органной романтической музыки. Возвышенный и патетичный по характеру, он позволил исполнителю в токкатных разделах продемонстрировать высочайшее техническое мастерство, а в середине – осознание идейного замысла композитора и глубокое понимание целомудренной красоты его музыки.

Концерт получился информативным и эмоционально насыщенным. Он дал возможность действительно насладиться музыкальными произведениями в прекрасном живом исполнении, оставив приятное послевкусие в виде беседы с Артемом Варгафтиком.

Как вы выбираете героев для своих программ и каким образом сложился абонемент, с которым мы познакомимся в этом сезоне?
Я почти ничего не выбираю. Я, конечно, очень рад, если создается иллюзия, что все в концерте зависело от меня, что это всё я так придумал. На самом деле всё всегда зависит от того, что реально будет звучать. Ведь рассказать можно обо всем. Конечно, бывают разные варианты. Мы с Багинцом не первый год сотрудничаем, поэтому совместные программы обсуждаем заранее. Его я с удовольствием представляю самарской публике. С квартетом имени Давида Ойстраха я хорошо знаком, самарских исполнителей тоже неплохо знаю.

Кто такой музыкальный критик? В чем его отличие от музыковеда?
Музыковед – это квалификация по диплому, но в реалиях современной жизни музыковедом называют того, кто выходит на сцену и говорит о музыке. У меня нет музыковедческого образования, и я не жалею об этом [Варгафтик имеет блестящее музыкальное образование: он окончил Российскую академию музыки имени Гнесиных по классу виолончели, аспирантуру Московской консерватории по специальности «история и теория исполнительства»; играл на виолончели в различных оркестрах, преподавал в РАМ имени Гнесиных. – А. Л.].

В течение долгого времени я работаю на радио и музыкальным критиком являюсь по факту. Время от времени приходится высказывать суждения о качестве исполнения, но это я стараюсь делать как можно реже и считаю самым малоинтересным в своей работе. Музыкальный критик – это человек, который имеет дело с разного рода информацией и умеет с ней работать, ее структурировать, интересно преподнести.

Что вы считаете самым главным в слове о музыке?
Смысл рассказа о музыке в том, чтобы было легче слушать. Образуется некий парадокс: рассказ вроде бы отнимает время от звучания музыки, но благодаря этому произведение в целом воспринимается лучше, становится ближе и понятнее.

С каким настроением вы выходите в зал?
Главное – сказать покороче (смеется).

К чему только не прибегают сегодня, чтобы популяризировать классическую музыку, привлечь публику в академические залы. Что можно и чего нельзя делать для этого?
Способы есть самые разные, но не все они хороши и не всегда срабатывают. Нельзя создавать ложных иллюзий – иначе публика уходит разочарованной. Нельзя людей обманывать. Все остальное делать можно. Если вы это делаете честно и добросовестно.

* Музыковед, кандидат искусствоведения, доцент СГИК.
 
Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» от 24 сентября 2020 года, № 18 (191)