Версия для слабовидящих
simakina-gi@filarm.ru Возврат эл. билетов
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
Весь сайт
Поиск
simakina-gi@filarm.ru Возврат эл. билетов
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru Возврат эл. билетов
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
30 ноября 2020

Девичий переполох синкоп

Игорь ВОЩИНИН *
Фото Юлии БУТЫРСКОЙ


В Самаре состоялся первый концерт абонемента «Вечера джаза с Даниилом Крамером».

На сцене народный артист России Даниил Крамер появился в клумбовом окружении очаровательных вокалисток, контрабасистки и барабанщицы, и самарские меломаны смогли убедиться, что не одними мужчинами жив этот самый джаз. Собственно, и программа-то называлась Ladies First. Вот имена тех, кто в этот вечер и был впереди: Ирина Родилес, Анастасия Лютова и Виктория Каунова – вокал, Ксения Савченко – контрабас и Анна Гелюк – ударные инструменты.

Идея программы принадлежит Родилес, она же сделала и все вокальные аранжировки. Ирина – самая известная и опытная из вокалисток группы, певица европейского уровня. За свою джазовую карьеру она успела поработать в бэндах Анатолия Кролла и Георгия Гараняна, а также выступала с оркестрами Олега Лундстрема, Игоря Бутмана, с симфоджазом братьев Ивановых, ансамблями Николая Панова, Андрея Кондакова, Ивана Фармаковского, Якова Окуня и другими. Ирина участвовала во многих российских и международных фестивалях, записывала диски и озвучивала фильмы. Будучи одной из самых искушенных российских джазовых певиц, она активно занимается и музыкальной педагогикой.

Родилес в совершенстве владеет всеми премудростями джазового вокала. Ее голос – это бесконечный красочный поток энергии и страсти. Ирина в постоянном поиске, и оригинальную программу с женским джазом они вместе с Даниилом Крамером с неизменным успехом показали во многих городах страны. Ирина – непосредственный участник, а где-то и автор неординарных музыкальных проектов, в том числе шоу лучшего российского тромбониста Максима Пиганова или программы легендарного рокера Андрея Макаревича. А в 2011-м в Москве на фестивале «Джаз в саду «Эрмитаж» я получил удовольствие от выступления вокального трио «Ирина, Арина и Полина».

***

Концерт в Самаре начался с инструментальной пьесы Стена Гетца Мenina Moca, в которой Крамер показал своих молодых соратниц-инструменталисток. Затем на сцену вышли в составе трио певицы и усадили слушателей в поезд «А» легендарной композицией Билли Стрейхорна Take The A Traine. Эта мелодия, как правило, закрывает концертные выступления, но девушки логично рассудили, что до того, как поехать, нужно в этот самый вагон войти. И вошли они очень эффектно.

Вообще в концерте номера трио сменялись сольными, и первой очень энергичный каскад виртуозных скэтовых рулад в быстром темпе обрушила на зал Анастасия Лютова. Эта певица лишь недавно начала сольную карьеру, а до этого были учеба в Гнесинке и участие в замечательном вокальном трио Real Jam. Именно в этом ансамбле Лютова успела уже дважды выступить в Самаре. А в родном Ханты-Мансийске петь она начинала в составе ансамбля преподавателей музыкальной школы. Тогда произношение английских слов в шлягере Fly Me to the Moon 6-летней девочке написали русскими буквами. Мама Насти, профессиональная вокалистка, всячески содействовала увлечениям дочери, и в 2017-м она завершила обучение на факультете эстрадно-джазового вокала РАМ имени Гнесиных.

Конечно, недавний выход на сцену с сольной программой стал для Анастасии событием, тем более что партнерами певицы оказались опытные джазовые музыканты, которые рискнули своему ансамблю дать игривое название «Лютый Бэнд». В свои 25 лет талантливая певица успела уже много. Она с успехом выступала на престижных джазовых фестивалях, а ее партнерами кроме постоянного ансамбля были музыканты оркестра имени Олега Лундстрема, ансамбля Игоря Бутмана.

В 2019-м японская фирма Venus Records выпустила дебютный альбом Анастасии Like It Jazz, а на обложке выходящего в Токио журнала Jazz Perspective появилась ее фотография. Певицу регулярно приглашают для выступлений на всевозможных торжествах – от закрытия Московского международного кинофестиваля до Дня Рогатого Бога Британии. Самые престижные московские джаз-клубы предоставляют ей свои сцены. Третья вокалистка – Виктория Каунова – тоже уже нашла свое место в российском джазе, и отечественные мэтры называют ее одним из лучших голосов России. Сегодня она выступает с ансамблем саксофониста Ильи Морозова, и их совместное творчество вселяет большую уверенность в будущем отечественного джаза. Каунова родилась в джазовом городе Ростове, там же окончила консерваторию, стала лауреатом многих всероссийских и международных конкурсов, участницей фестивалей.

Говоря об этих талантливых вокалистках, невозможно не вспомнить главного мэтра и классика отечественного джаза Анатолия Кролла, который сделал очень много для развития вокала в российском джазе. А организованный Анатолием Кроллом вокальный фестиваль «Очарование джаза» сегодня стал парадом самых ярких и неординарных вокалисток. Девиз фестиваля – «Мы любим их джаз! Мы любим их в джазе!». В самарском же концерте звучали в основном джазовые стандарты эпохи свинга. Они были разными по характеру и по трактовке – от виртуозно быстрых до балладно-задумчивых. Было и целое попурри с легендарными Sing! Sing! Sing!, Savoy и Sweet Georgia Brown. Певицы продемонстрировали энергичный свинг и вокальную технику с блистательными скэтовыми фрагментами. Затем Крамер с использованием деки рояля и всей батареи ударных вместе с Анной Гелюк выдал эффектное drums-вступление, за которым последовали вокалистки: ну конечно, какая ж свадьба без баяна, какой же джаз без «Каравана»! В финале в собственной композиции Крамера Strange Blues еще раз достойно показали себя Савченко и Гелюк.

Будем ждать новых встреч с Даниилом и его соратниками. Есть же в джазе и мужчины.

* Член Гильдии джазовых критиков и Союза журналистов России.
Опубликовано в «Свежей газеты. Культуре» от 19 ноября 2020 года, № 22 (195)