***
II Международный музыкальный фестиваль в Самаре
«Юные дарования России – США»
28 декабря 1992 г. – 5 января 1993 г.
Наступающая осень заставила серьезно поволноваться за взятые филармонией обязательства перед проведением очередного фестиваля. Планка была уже взята, и мы не имели права на ошибки. На этот раз всё было гораздо серьезней. Намечался творческий смотр двух стран, и надо было к этому подготовиться основательно. К нашему фестивалю подключились министерство культуры России и Международный институт изящных искусств (США), который делегировал в Самару своих исполнителей.
Российскую сторону представляли учащиеся московской школы-студии «Юные дарования» под руководством
Ольги Хусиновны Шахгалдян, ученики прославленного профессора
Захара Брона и двое наших –
Татьяна Холопова (ф-но) из Самары и
Эльвира Сабанова (скрипка) из Тольятти. Эти четыре группы участников фестиваля так и оставались каждый в своем «представительстве», хотя филармония старалась сделать их пребывание в нашем городе праздничным, новогодним, по-настоящему фестивальным. Понять их было можно. За несколько дней исполнителям предстояло продемонстрировать свои лучшие качества, не подвести педагогов, которые выбрали каждого из них для участия в фестивале. Они вели себя по-взрослому, как настоящие музыканты, и были сосредоточены на своем репертуаре, не пропускали репетиции.
Американская делегация состояла из восьми участников и почетного гостя фестиваля, профессора и концертирующей пианистки
Джейн Аллен. «Юные дарования» (а это студенты и выпускники колледжей, университетов и консерваторий) были разного возраста – от 15 до 20 лет и выше! Чтобы понять логику отбора участников, достаточно познакомиться с Уставом Международного института изящных искусств (МИИИ). На момент самарского фестиваля эта организация существовала уже шесть лет. Их главной целью становились международные образовательные программы для студентов, преподавателей и профессоров, а также организация их концертной деятельности в различных странах мира.
Для этого был организован Консорциум МИИИ, который имел широкую базу данных молодых исполнителей и их педагогов, и каждая страна, заинтересованная в таком творческом союзе, без препятствий могла войти в эту организацию. К 1992 году МИИИ принял у себя в США 800 участников только из России и направил в нашу страну для участия в различных образовательных программах более тысячи. Среди таких мероприятий были весьма значимые, такие как совместные выступления с симфоническим оркестром Московской филармонии и известным детским симфоническим оркестром, организация выступления первого американского марш-оркестра на параде в Москве в честь Дня Победы, участие в организации I Международного конкурса пианистов имени Рахманинова в Москве и II Международного конкурса молодых музыкантов имени Чайковского в Милуоки…
Да, грустно понимать, что время предательски пытается стереть из нашей памяти всё то хорошее, что было и могло быть между нами, сколько пользы и приобретений творческих, человеческих контактов теперь упущено!
Наш фестиваль длился шесть дней и был прерван только празднованием Нового года. Первые два фортепианных вечера, в симфонической и камерной программах, на сцене филармонии демонстрировали свое искусство американцы, лауреаты национальных конкурсов:
Сукреон Пак,
Мейд Тейлор и профессор
Чарльз Эш. Затем в предновогодний вечер выступили ученики скрипичной школы Захара Брона. Профессор уже года два как преподавал вне России, и многие талантливые воспитанники вскоре последовали за ним. Но, к счастью, мы услышали некоторых из них –
Кирилла Трусова,
Наталью Прищепенко и
Дениса Гольдфельда. Сегодня их имена принадлежат к музыкальной элите своего поколения так же, как и других учеников Брона – Вадима Репина и Максима Венгерова. Их скрипки звучат во всем мире! Вот только у большинства из них страна проживания, которую они представляют на своих концертах, – Германия, а не Россия…
На третий день нового, 1993 года выступила интернациональная команда музыкантов. Среди них оказалась самая молодая участница фестиваля – 12-летняя ученица Детской школы искусств, тольяттинская скрипачка
Эльвира Сабанова, которая достойно исполнила с симфоническим оркестром 1-ю часть Испанской симфонии Э. Лало.
Но все с нетерпением ждали финальных выступлений одной из участниц, 15-летней американской скрипачки
Дженнифер Ко. Она буквально на глазах становилась восходящей звездой мировой сцены! После побед на разных высокого уровня исполнительских конкурсах Дженнифер только что вновь победила, и не где-нибудь, а в Москве, на первом юношеском международном конкурсе им. Чайковского.
Наш концертный зал был полон, и, думаю, все понимали, какая «звездочка» должна появиться перед слушателями Самарской филармонии. И ожидания были оправданны. Исполнение Концерта для скрипки с оркестром Чайковского было чистой воды Вдохновением! В 15 лет? Да.
Хрупкую Дженнифер сопровождала во всех поездках мама. В числе гостей самарского фестиваля она сидела в центре и, не стесняясь, как и многие из нас, плакала от счастья. В мгновение ока мы полюбили эту девочку и пристально следили в дальнейшем за ее шагами по концертным и конкурсным площадкам мира. А как переживали за нее через год, на X Международном конкурсе исполнителей имени Чайковского, где она разделила 2-ю премию вместе с нашей соотечественницей Анастасией Чеботаревой! Помню, как московский конкурсный зал возмущенно гудел на оглашении призовых мест, когда было решено 1-ю премию не присуждать никому. Но мы-то знали, что Дженнифер Ко – лучшая! Она была безусловной звездой этого конкурса, и композитор Андрей Эшпай, признавая ее талант, вскоре посвятил ей свой Четвертый скрипичный концерт, премьеру которого она с большим успехом исполнила в двух наших столицах.
И всего лишь несколько слов о дальнейшей судьбе Дженнифер. После всех этих событий началась ее профессиональная международная карьера. Она выступает с лучшими оркестрами всего мира, в числе которых и наши, российские, – Московский государственный академический симфонический оркестр под руководством Павла Когана и оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева. Она дает сольные концерты, участвует в камерных ансамблях с выдающимися музыкантами.
Репертуар Дженнифер Ко постоянно обогащается современной музыкой, ею записаны в студиях грамзаписи лучшие скрипичные концерты ХХ века и нашего времени. А совсем недавно она записала альбом String Poetic, который номинировали на премию «Грэмми». В своей стране ее называют «Посланницей Музыки», она успевает быть на различных музыкально-общественных форумах, преподает в музыкальных учебных заведениях США и не отказывает тем, кто просто хочет научиться играть на скрипке. Сегодня она входит в Совет директоров Национального фонда продвижения искусства, который вручает премии наиболее талантливым ученикам в области искусства. И, конечно же, продолжает давать концерты, играя на скрипке работы Страдивари 1727 года.
***
Конечно, мне бы хотелось рассказать еще о многих участниках этого фестиваля в Самаре, впереди еще будут и Третий, и Четвертый. А там – ну просто золотая россыпь имен! Чего только стоят дебюты на нашей сцене Саши Гиндина, Алёши Наговицына, Дениса Шаповалова, Димы Когана, Дениса Мацуева и других…
И в заключение – о роли симфонического оркестра Самарской филармонии в этом параде юных дарований. Задача не из простых – за пару репетиций максимально сыграться с каждым из участников, причем не все они были готовы к встрече на сцене с большим симфоническим оркестром. Педагоги знают, что многочастная концертная форма в большинстве случаев на уроках проходит в сопровождении фортепиано. А из шести фестивальных дней четыре вечера на сцене звучала инструментальная музыка в сопровождении симфонического оркестра. Я видела, как на репетициях и дирижер
Михаил Щербаков, и сами музыканты оркестра были крайне внимательны и дружелюбны ко всем участникам фестиваля.
Отдельное спасибо я говорю здесь самарскому радио и телевидению.
Елена Викторовна Хегай, Леночка, – я помню все твои интервью и поражаюсь, в каком бешеном темпоритме ты работала на наших фестивалях, выдавая в эфир самое интересное. Это было волшебное время!
* Музыковед Самарской государственной филармонии.
Опубликовано в «Свежей газеты. Культуре» от 21 января 2021 года, № 1–2 (198–199)