Версия для слабовидящих
simakina-gi@filarm.ru Возврат эл. билетов
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
Весь сайт
Поиск
simakina-gi@filarm.ru Возврат эл. билетов
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru Возврат эл. билетов
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
20 февраля 2021

Новый взгляд на старые песни

Юлия Шумилина*

 

В истерии Инет-новостей и потоке Ютуб-записей как-то скромно в сторонке стоят замечательные песни Григория Пономаренко. Стоят и ждут своего часа… А ведь когда-то они были суперпопулярными. «А где мне взять такую песню», «Белый снег», «Ивушка», «Колокольчик», «На жалею, не зову, не плачу», «Оренбургский пуховый платок», «Отговорила роща золотая», «Тополя», «Ты скажи, скажи, Волга-матушка», «Что было, то было»… - Их пели звезды эстрады – Людмила Зыкина, Ольга Воронец, Валентина Толкунова, Екатерина Шаврина, Владимир Трошин, Иосиф Кобзон и многие другие.

Эти песни выходили тысячными тиражами пластинок, их печатали в тысячах сборников…

А живут ли они сейчас в памяти людей? Трогают ли сердца киберпродвинутого поколения слушателей в год 100-летия со дня рождения композитора? Кстати, практически нашего земляка. Ведь одиннадцать лет своей жизни с 1952-го по 1963-й Григорий Федорович Пономаренко прожил в Куйбышеве. Написал здесь множество песен для Волжского народного хора. Но детально погружаться в подробности его судьбы мы не будем, оставим это право биографам, да и волшебную кнопку «Википедии» никто не отменял. А вот поговорить о том, чем так подкупают его песни, что в них подлинно, мы решили вместе с артистами Самарской филармонии – режиссером Отдела литературных и музыкальных программ Ольгой Николаевной Волковой и главным режиссером филармонии, заслуженным артистом России Сергеем Николаевичем Курановым. Беседа наша случилась накануне филармонического концерта, посвященного 100-летию со дня рождения композитора.

Ольга Николаевна Волкова: «Идея - сделать концерт, посвященный творчеству Григория Пономаренко, возникла, можно сказать, спонтанно. Просматривая с Сергеем Николаевичем Курановым юбилейные даты 2021 года, мы обратили внимание на то, что исполняется 100 лет со дня рождения знаменитого композитора-песенника, проработавшего одиннадцать лет в нашем городе, внесшего огромный вклад в развитие Волжского народного хора, традиционной русской песни. Остаться в стороне от такого события мы не могли. Это имя на слуху у старших поколений слушателей, которые прекрасно его помнят и были свидетелями рождения этих песен. Я, например, в юности, также как и многие, долгое время считала, что «Подари мне платок», «Оренбургский пуховый платок» - это народные песни. Настолько по-народному они были написаны. Их исполняли в любых компаниях, когда собирались на праздники. С Григорием Пономаренко был знаком мой папа, мой дядя, который работал в Волжском народном хоре.

Когда мы решили взять песни Пономаренко в свою программу, у нас были опасения, чтобы концерт не стал стилизацией выступлений Хора имени Пятницкого или какого-либо русского народного хора. Но, когда мы погрузились в нотный материал, стало понятно, что эти песни очень задушевные, подкупающие своей простотой, искренностью, прекрасными текстами. Главная проблема, которая возникла перед нами: Пономаренко писал песни для Волжского народного хора, голосовой диапазон этих произведений оказался небольшим, рассчитанным на народные голоса. Поэтому нам пришлось в некоторых песнях изменять тональности, адаптировать произведения для академических голосов с большим диапазоном. Хотелось, чтобы наши певцы смогли полностью реализовать свои возможности в этих прекрасных песнях.

Нашим солистам было очень интересно работать с этим материалом. Песни им очень понравились, они с удовольствием разучивали их. Конечно, мы включили в программу «Тополя», «Подари мне платок», «Оренбургский пуховый платок», «Ивушка», «Я лечу над Россией», песни на стихи Сергея Есенина. Все они прозвучат в концерте, и надеюсь - понравятся слушателям. Для того, чтобы стилистически приблизить исполнение к оригинальному замыслу автора, мы решили исполнять знаковые песни ансамблями. «Тополя» поют все участники концерта, «Ивушку» - все пять вокалисток, «Оренбургский пуховый платок» - исполняет дуэт, «Подари мне платок» - трио.

Конечно, все исполнители концерта – это новое поколение певцов, многие из которых только открывают для себя творчество Григория Пономаренко. Но, когда песня искренняя и настоящая, она прекрасно звучит в любые времена. По тому, с каким интересом и удовольствием музыканты работали над этой программой, мне стало понятно, насколько актуальны эти песни сегодня, как они трогают за душу. Вот здесь-то и стала видна преемственность поколений. Музыканты сами делали аранжировки. Мы привлекли к участию в концерте еще гитариста Валерия Ксенофонтова, аккордеонистку Анну Хромову, и они специально создавали для песен аккомпанементы. Я думаю, что эти песни войдут в репертуар наших певцов, и будут жить дальше. Когда их слушаешь, хочется петь, так они цепляют. После репетиций их поешь целыми днями!

С песнями Пономаренко связано много воспоминаний. Помню, как мой папа ездил в Оренбург и привез оттуда маме пуховый платок. Как раз тогда, когда появилась эта песня, пошла мода на оренбургские платки. Все женщины их носили. Можно даже теперь сказать, что Пономаренко сделал им рекламу торговой марки (смеется). Было принято проверять - протянуть пуховый платок через обручальное колечко – настоящий или нет?! Молодые певцы, конечно, теперь об этом не знают, мы им об этом рассказываем.

Для нашего концерта мы сделали несколько игровых шуточных песен. В них мне тоже приходилось объяснять молодым музыкантам, что тогда происходило, как это было, ведь уходят многие традиции - воспитания, поведения. Нашим артистам очень понравились «подтанцовочки» русского-народного характера в игровых песнях: как надо стоять, ходить, двигаться, жестикулировать. Это стало для них большим опытом.

В каждой песне Григория Пономаренко есть своя драматургия. Я всегда говорю певцам, что нужно глубоко проникнуться текстом песни, придумать себе историю и обязательно ее сыграть, иначе будет не интересно. Многие песни Пономаренко, к примеру, - «Ивушка», «Подари мне платок» написаны в миноре, но это светлая грусть. Поэтому я объясняю солистам, что не надо делать из такой песни трагедию. Песню надо рассказать, ее нужно прожить!

В нашем концерте прозвучат и мужские песни. Антон Степанов исполнит задорные, мужские боевые песни на стихи Есенина «Сыпь тальянка», «Белый снег», «Эх вы сани, а кони, кони». Оксана Антонова и Вадим Зубков очень лирично поют «Отговорила роща». Это уже не то клише, которое сложилось у слушателей старшего поколения, здесь будет песня-воспоминание об ушедшей любви. На концерте будут представлены песни в разных жанрах. «Батько атаман», которую исполнит Ольга Пятникова, – типичная казацкая песня, а вот «Пускай ты выпита другим» – это танго. Для меня эта песня стала открытием. Песни на стихи Есенина Григорий Пономаренко написал, работая в Краснодаре. Нам все-таки более известны произведения, написанные им в куйбышевский период».

Нашу беседу подхватил Сергей Николаевич Куранов: «Конечно, песни Григория Пономаренко знакомы нам с самых ранних детских лет. Песня «Коля-колокольчик» звучала из всех радиоприемников. Эта была первая песня, которую я самостоятельно пел, когда мне было всего два года, я только начал тогда говорить: «Коло, коло, колокольчик, Колокольчик голубой... Коля, Коля, Николаша, Где мы встретимся с тобой?..» - суперпопулярная песня была… Все песни Пономаренко были тогда в ходу, их пели на праздниках самодеятельные хоры. Да и дома тогда часто пели, иногда хулиганили. Например, как-то собрались у нас дома знаменитые в Самаре музыканты - Ощепков, Мертенс, мой отец - Николай Кузьмич Куранов, дирижер симфонического оркестра Дудкин и Гиларий Беляев и поспорили, что с разницей в полтона споют «Подмосковные вечера» и не собьются. Беляев дал каждому тон, и они запели, выдержав примерно две фразы. Это звучало совершенно ужасно… Но все пели чисто, никто не сбился, это было замечательно!

Мой отец много лет был заведующим хоровым отделением музыкального училища, дружил с Петром Михайловичем Милославовым, с артистами Волжского народного хора, хорошо знал Григория Федоровича Пономаренко. Все они вместе участвовали в больших городских концертах. Это была тесная компания, можно сказать, одна команда, воспитанная в одной парадигме, в одной эстетике. Конечно, было много идеологии, это неизбежно, но было много и прекрасной музыки, и всем было понятно, что она будет актуальна не только сегодня. И уже тогда песни Пономаренко исполнялись, как народные, многие слушатели и не задумывались даже, что они - авторские. Когда Петр Михайлович Милославов пригласил Григория Пономаренко работать музыкальным руководителем Волжского народного хора, он намеренно направлял его в фольклорные экспедиции, слушать песни, которые исполняли в сельских районах. Пономаренко собирал там мелос, и Милославов указывал ему характерные волжские обороты, чтобы он использовал их для своих сочинений. Пономаренко вместе с Милославовым сделали очень много для того, чтобы у Волжского народного хора было собственное звучание, свое лицо.

У каждого концерта, в том числе и у нашего, посвященного творчеству Пономаренко, есть свое течение, развитие, законы. Концерт выстраивается в зависимости от содержания номеров. Их складываешь как драгоценные камни. Построение программы зависит то того, как у исполнителя получается то или иное произведение, как оно звучит, как выстраиваются сами произведения. Из этого получается некое «ожерелье» концерта. Оно всегда разное, даже при одних и тех же исполнителях. Каждый раз, когда мы с Ольгой Николаевной садимся составлять программу, перед нами встают вопросы: нужна ли нам хронология, какая нужна внутренняя драматургия? Ведь концерт чаще всего строится так, что его кульминация - в финале, но, если в нем два отделения, то в конце первого нужно поставить многоточие, чтобы слушатели потом вновь окунулись в эту атмосферу… Это очень интересное занятие, но иногда мучительное, ведь даже зная, чем заканчивается концерт, могут появиться новые «вводные»: кто-то заболел, у кого-то сменилось произведение… Конечно, весь концерт рассчитывается, но как рассчитать время? Ведь восприятие времени на сцене и в зале – абсолютно разные. Для того, чтобы сжать или растянуть время восприятия, есть много приемов. Например, можно представить песню, как небольшую сценку, мизансценировать ее, и она пройдет быстрее. А если певец будет стоять на месте, покажется, что он поет бесконечно. Это особенности восприятия слушателя. Когда работаешь со временем, чувствуешь себя немного волшебником. Но все это, конечно, не самоцель, ведь мы работаем для слушателей и именно их интересы для нас на первом месте».

*Специалист по связям с общественностью Самарской государственной филармонии,
«Золотое перо губернии»

 
Опубликовано в «Свежей газете. Культура», № 4 (201), февраль 2021