Версия для слабовидящих
simakina-gi@filarm.ru Возврат эл. билетов
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
Весь сайт
Поиск
simakina-gi@filarm.ru Возврат эл. билетов
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru Возврат эл. билетов
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
10 марта 2021

Музыка живописи Жана-Оноре Фрагонара


10 марта 2021 г. в Самарской государственной филармонии откроется выставка «Музыка живописи. Жан-Оноре Фрагонар», приуроченная к концерту абонемента «Диалоги об искусстве» – «Галантные празднества».

Исход эпохи барокко в изобразительном искусстве имел свои особенности. Кто-то из художников обратился к стилю рококо, кто-то — к классицизму. Многие исследователи отмечают, что у Жана-Оноре Фрагонара стиль рококо нашел свое высшее выражение и одновременно «нашел свой конец».

Жан-Оноре Фрагонар (1732-1806), ученик Франсуа Буше, создал почти пятьсот картин и тысячу рисунков. В 1752 году он, по совету своего учителя, принял участие в конкурсе Королевской Академии живописи и скульптуры. За картину «Иеровоам приносит жертву идолам» художник был удостоен первой премии, которая дала ему право на поездку в Италию.

Свою деятельность Жан-Оноре Фрагонар начал в Париже в 1761 году, после возвращения из Рима. Время его творчества пришлось на годы правления Людовика ХVI и королевы Марии-Антуанетты. Особое значение художник придавал живописной технике, ориентируясь на творчество Франса Хальса, Рембрандта, Рейсдала. Работы Рубенса служили для него ориентиром в использовании эффектов «прозрачной живописи». Фрагонара называли автором самых дерзких композиций в искусстве ХVIII века. Для его творчества были характерны патриархальные идиллии сентиментализма, причудливость стиля, поэтические фантазии, разнообразие сюжетов и воздушность.

Особый объект его внимания – качели – незамысловатые игривые сценки с галантными кавалерами и дамами. Эта тематика была востребована заказчиками, и пользовалось успехом у публики. В многочисленных пейзажах итальянского периода - «Большой каскад в Тиволи», «Остров любви», «Водопой» Фрагонар вводит фигуры людей, развивая тему бытовых и мифологических сценок. Разнообразные костюмы персонажей Фрагонара раскрывают образы их личности, создают особое впечатление от сиюминутной встречи.

Среди известных полотен можно выделить портрет аббата де Сен-Нона – друга художника, вольнодумца, философа и мецената. Портрет танцовщицы Мари-Мадлен Гимар — представляет звезду парижской оперы, которая прославилась не только своим искусством, но и любовными романами. «Читающая девушка» по праву считается одним из лучших женских образов Фрагонара.

Настоящим символом французской живописи ХVIII века стала картина «Качели», созданная по заказу одного из богатейших финансистов Сен-Жюльена. На ней была изображена его любовница на качелях, которые раскачивал ее супруг, а также сам заказчик. Фрагонар с честью справился с необычным заказом, создав один из шедевров искусства рококо.

Сюжеты полотен модного живописца соответствовали вкусам времени правления Людовика ХVI. В них успешно сочетались грация и чувственность. «Галантная античность» проявлялась в гармонии форм, красок, сочетаясь с беспечной легкостью, чувственностью и особым настроением. Полотна с аллегорическими сюжетами воспевали любовь как прекрасное чувство. И даже в бытовых сценках Фрагонар старался поведать о красоте простых человеческих чувств.

Фрагонар принадлежал к редкому числу художников, предвосхитивших появление романтизма и даже черты пейзажа барбизонской школы. «Краски Фрагонара – это не краски живописца, а слова поэта», - писали братья де Гонкур о его творчестве.

Выставка, предоставленная Международной общественной организацией «Центр духовной культуры», продлится в филармонии до 30 марта 2021 г.