+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов
Весь сайт
Поиск
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов
02 апреля 2021

«Музыка живописи: Французский классицизм. Никола Пуссен и Клод Лоррен»


2 апреля 2021 года в Самарской филармонии открылась выставка «Музыка живописи: Французский классицизм. Никола Пуссен и Клод Лоррен», приуроченная к концерту «Знаменитые фрески» из цикла «Диалоги об искусстве».

Во французской художественной культуре в XVII в. классицизм сложился как целостная стилевая система. В XVIII в. он получил свое развитие в других европейских странах. В основе классицизма лежат идеи рационализма с использованием строгих канонов, сформированных в античном искусстве. Самые известные художники Франции заложили основы этого направления и создали великие произведения искусства, которые сейчас украшают лучшие музеи мира.

Нередко первую половину XVII века называют «эпохой Пуссена». Большую часть жизни Никола Пуссен (1594—1665) прожил в Италии. Вдохновленный творчеством Тициана и идеями братьев Карраччи, писал картины на мифологические и религиозные темы. Среди героев полотен Пуссена преобладают люди сильные духом, с высоким чувством долга перед обществом и государством.

Часто мифологические персонажи, вводимые в пейзажи, олицетворяют различные стихии («Пейзаж с Диогеном», «Танец под музыку Времени»). Используя в пейзаже эпизоды библейских и евангельских сказаний («Исцеление слепого», «Святое семейство в пейзаже»), Пуссен выражал «идеи высшей необходимости» или судьбы как начала, регулирующего взаимоотношения человека и природы.

Картина Пуссена «Аркадские пастухи» обладает особой притягательной силой. Она произвела глубокое впечатление на короля Людовика XIV. Аркадия – это «блаженный край», где вечно царствуют любовь и счастье. Только полустёртая латинская надпись на надгробии, обнаруженная пастухами, напоминает: «И я был в Аркадии», что значит «и я был молод, красив и счастлив». Так художник утверждает мысль о скоротечности бытия.

В отличие от Пуссена, который представлял пейзаж декорацией к мифологическому сюжету, Клод Лоррен (1600—1682) избрал для себя лирическое направление. В его произведениях — непосредственное ощущение природы со всеми оттенками личного переживания. Излюбленная разработка композиции с использованием «принципа кулис» — в виде деревьев с развитыми кронами, а также античных зданий и кораблей с мачтами. Заявленная в картине тема часто уходит на второй план («Бракосочетание Исаака и Ревекки», «Прибытие Клеопатры в Таре»), важно общее впечатление. В создании идиллических картин много схожих повторяющихся мотивов, напоминающих о бренности человека и вечности природы. В работах Лоррена большое значение играет свет, солнечное освещение в разное время суток, что оказалось немаловажным для дальнейшего развития европейского пейзажа.

Как и Пуссен, Лоррен много лет прожил в Италии, но хорошо был известен во Франции и в других странах. Суть его искусства — в глубине и насыщенности философского содержания, в том упоительном ощущении бессмертия природы, которое позволяет говорить о гармоничном слиянии идеала и действительности. О его творчестве Гете писал: «…нет и следа повседневной реальности в его картинах, но есть высшая правда».

Выставка, предоставленная Международной общественной организацией «Центр духовной культуры», продлится до 30 апреля 2021 г.