Продолжается юбилейный год у художественного руководителя и главного дирижера Самарской филармонии, народного артиста РФ Михаила Александровича Щербакова. Прошедший сезон был богат на яркие концертные события. Успешно прошли гастроли маэстро в Санкт-Петербурге, которые получили резонанс в прессе. Предлагаем вашему вниманию фрагмент материала на эту тему из журнала «Театр+» Александра Вовка.
Юбилейный концерт Михаила Щербакова в Большом зале: Чайковский и Сибелиус
30 апреля в Большом зале Академический симфонический оркестр исполнил сочинения Чайковского и Сибелиуса под управлением Народного артиста России, художественного руководителя, главного дирижера АСО Самарской филармонии Михаила Щербакова. Солировал петербургский пианист, лауреат международных конкурсов Станислав Соловьев. (…)
Совсем недавно, 15 апреля Михаил Щербаков отпраздновал 70-летие. Одним из важных событий юбилейного года самарского дирижера стало выступление в прославленном Большом зале петербургской филармонии. Для петербургского концерта Щербаков выбрал Второй концерт для фортепиано с оркестром Петра Ильича Чайковского и Первую симфонию Яна Сибелиуса.
В этот вечер зал был полон примерно на три четверти, что для нынешних «ковидных» реалий и (так уж совпало) Страстной пятницы - почти аншлаг. Публика была настроена более чем благожелательно. И ее ожидания не были обмануты. (…)
Второй концерт Чайковского (вторую редакцию) в этот вечер исполнял Станислав Соловьев, яркий представитель петербургской фортепианной школы, ученик A. Сандлера и Н. Арзумановой, лауреат ряда престижных конкурсов. В его яркой интерпретации было достаточно как блестящей технической оснащенности, так и прекрасного владения звуком: Станислав с легкостью преодолел все многочисленные сложности первой и третьей частей, а великолепная вторая часть, задуманная автором как своеобразный тройной концерт для фортепиано, скрипки и виолончели, была полна прекрасной кантилены. Ансамбль солистов безупречно дополнили оркестранты, заслуженные артисты России Александр Шустин (скрипка) и Сергей Печатин (виолончель), Публика встретила исполнение с энтузиазмом, удостоив солиста, дирижера и оркестр заслуженных продолжительных аплодисментов.
Во втором отделении прозвучала Первая симфония классика финской композиторской школы Яна Сибелиуса. (…)
Особый (если бы речь шла о русской музыке, то самым уместным эпитетом было бы слово «былинный») способ высказывания, вызывающий в сознании слушателя образы почти хтонические, связанные с суровой северной природой и не менее суровым характером «людей севера», явно близок и понятен Михаилу Щербакову. Зал был вовлечен в мир Первой Сибелиуса уже начиная с кларнетового «зачина» в исполнении лауреата международных конкурсов Рената Ракова.
Оркестр явно испытывал «эффект погружения» в партитуру наравне с залом. Играли с очевидной заинтересованностью и удовольствием, демонстрируя единодушие, мастерство и выучку в сложнейших полифонических эпизодах, в кантилене и оркестровых «брио». Вполне в соответствии с энергетикой, исходившей от дирижера.
Судя по экспрессивной, иногда даже экспансивной манере дирижирования, энергии Михаилу Александровичу не занимать. Ее вполне достаточно для несколько напряженной, но ясной и доходчивой коммуникации с оркестром. Петербургские музыканты «отзывались» на жест самарского дирижера моментально, претворяя непростые, многосоставные идеи композитора, транслируемые Щербаковым, в волнующие, яркие и точные звуковые образы.
Итог концерта был закономерен. Публика отозвалась на исполнение бурными аплодисментами.
+Александр Вовк