Версия для слабовидящих
simakina-gi@filarm.ru Возврат эл. билетов
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
Весь сайт
Поиск
simakina-gi@filarm.ru Возврат эл. билетов
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru Возврат эл. билетов
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
22 октября 2021

«Дягилевские сезоны». Театральные работы Н.К. Рериха»


23 октября 2021 г., в субботу, в 18.00 в Самарской филармонии откроется выставка «Дягилевские сезоны». Театральные работы Н.К. Рериха», приуроченная к концерту абонемента «Диалоги об искусстве» - совместному проекту «Музыка живописи» Государственного Русского музея и Самарской государственной филармонии.

Как это не парадоксально, но на Западе Рериха знают как театрального художника. Известный балетмейстер М.М. Фокин писал, что «Театр многим обязан Рериху. Его работы для русской оперы, балета, драмы создавали атмосферу высокой художественности, помогали артисту». Важнейшая часть творческого наследия Николая Константиновича Рериха (1874—1947) — театрально-декорационное искусство. Перечень отечественных и зарубежных постановок, к которым он создал эскизы декораций и костюмов впечатляет: «Три волхва», «Валькирия», «Фуенте Овехуна», «Тристан и Изольда», «Пер Гюнт», «Принцесса Мален», «Сестра Беатриса», «Самсон и Далила», «Снегурочка», «Князь Игорь» «Псковитянка», «Трагедия об Иуде, принце Искариотском», «Кикимора», «Сеча при Керженце», «Кащей Бессмертный», «Весна священная», «Ночь на Лысой горе», «Сказка о царе Салтане», «Хованщина», «Садко».

Список авторов произведений, к которым общался Рерих, тоже значителен — А.П. Бородин, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков, А.К. Лядов, И.Ф. Стравинский, А.С. Пушкин, А.Н. Островский, А.М. Ремизов, Н.Н. Евреинов, Р. Вагнер, К. Сен-Санс, Лопе де Вега, Г. Ибсен, М. Метерлинк.

Театральные работы Н.К. Рериха в полной мере решают декоративные и сценические задачи при создании произведения. В то же время его эскизы смотрятся как самостоятельные художественные произведения, живописно проработанные и полные глубокого образного содержания. Органичное соединение сценографии и станковизма – характерная черта рериховского творчества, известного во многих странах.

Самым театральным в творческой биографии Н.К. Рериха стал 1912 год и работа не только с антрепризой Дягилева, но с ведущими театрами Москвы и Санкт-Петербурга. Балет И.Ф. Стравинского «Весна священная», оформление драмы Г. Ибсена «Пер Гюнт» (Московский художественный театр), оперы Р. Вагнера «Тристан и Изольда», эскизы к весенней сказке А.Н. Островского «Снегурочка». В 1919 году в Лондоне (Covent Garden) успешно подготовлены эскизы к «Сказке о царе Салтане» и «Китежу», успешно оформлена «Снегурочка» для чикагского театра Опера Компани. Активное обращение к театральной тематике художника отмечено вплоть до 1944 года.

Главный принцип художественно-организаторской деятельности русского театрального и художественного деятеля, антрепренера и организатора «Русских сезонов» в Париже С.П. Дягилева – стремление к созданию целостного ансамбля, гармоничного произведения, в котором предстанут в синтетическом взаимодействии музыка, живопись и хореография. Идея проведения «Русских сезонов» принадлежала членам объединения «Мир искусства», и им же принадлежала значительная роль в их создании. Как писал известный критик Ю.П. Анненков, революция заключалась в том, что художники «внесли на сцену свои собственные живописные концепции, освободив театр от мертвящего профессионализма».

Выставка предоставлена Международной общественной организацией «Центр духовной культуры».