+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов
Весь сайт
Поиск
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов
12 ноября 2021
Игорь ВОЩИНИН *
Фото Юрия СТРЕЛЬЦА

Kind of Blue –знаменитый альбом великого музыканта Майлса Дэвиса – в джазовом мире именуется Библией: музыка, записанная на этом диске, будто бы создана на небесах. Появилась она с необычным названием «Нечто грустное», которое уже само по себе волнует воображение, и как всё, что успел исполнить и записать гениальный Майлс, вызывает восхищение и непреодолимое желание ближе подойти к творениям мастера. Один из лучших российских трубачей Вадим ЭЙЛЕНКРИГ решился тоже обратиться к бессмертному шедевру Дэвиса в только что представленной в Самарской филармонии программе «Мелодии в джазовых тонах».

Программа прозвучала в рамках первого в сезоне 2021–22 гг. концерта абонемента «Музыкальный клуб Вадима Эйленкрига». В нем участвовал ансамбль Эйленкрига с известными музыкантами российского джаза – саксофонистом Константином Сафьяновым, пианистом Дмитрием Илугдиным, контрабасистом Арменом Мкртчяном, барабанщиком Виталием Эповым, – а также Академический симфонический оркестр Самарской филармонии с главным дирижером Михаилом Щербаковым.

Сам Вадим Эйленкриг, музыкант и артист, сегодня хорошо известен в России и за ее пределами. В 2013 г. он завоевал всероссийскую популярность после того, как вместе с Аллой Сигаловой на канале «Культура» великолепно провел телевизионный проект «Большой джаз». Как музыкант он получил солидное образование – от музыкальной школы имени Прокофьева до аспирантуры Государственной классической Академии имени Маймонида, где затем стал заведовать кафедрой. Вадим играл в лучших оркестрах страны, включая биг-бэнды Анатолия Кролла, Олега Лундстрема и Игоря Бутмана, а в 1996-м начал работать в сольных проектах, в том числе на телеканале «Культура» создал музыкальную программу «Клуб 37». В 2016-м Эйленкриг стал соведущим и руководителем оркестра в шоу «Танцы со звездами», а в 2019-м организовал фестиваль «Джазовое лето в Московской филармонии». На счету Эйленкрига звукозаписи со многими ведущими джазовыми музыкантами страны, а также зарубежными, включая Криса Паркера и ансамбль братьев Брекер. В январе 2020-го музыканты Eilenkrig Orchestra успешно сыграли концерт на сцене знаменитого нью-йоркского Карнеги-холла.

В своей исполнительской манере игры на трубе Эйленкриг ухитряется успешно сочетать элементы академической и джазовой музыки. В конце 2020-го накануне своего юбилея музыкант записал новый звуковой альбом Newborn («Новорожденный») с авторской музыкой: «Я стремлюсь некую импровизационность совместить с академическим звучанием, прекрасно понимая, что мы находимся в разных жанрах. Поэтому – что может быть хуже джазмена, играющего классику? Наверное, только классик, играющий джаз. Конечно, это шутка, хотя всё же есть музыканты, которым это удается. Правда, их единицы, больше неудачных экспериментов. Но мне не очень интересно играть только по нотам. Я не понимаю, как не привнести в текст новые звуки, фразы, какое-то свое отношение».

Вадиму Эйленкригу не всегда нравится, когда его называют чисто джазовым трубачом, да он себя таковым и не считает. По собственным словам, Вадим не смог до конца полюбить первый стиль современного джаза бибоп, хотя за десять лет работы с ансамблем и биг-бэндом Игоря Бутмана, играя с лучшими джазменами страны, он его в совершенстве освоил. Но при этом Вадим всегда подчеркивал, что его музыка несколько другая. Действительно, то, что играет музыкант, находится на стыке академической классики, джаза и популяра (ни в коем случае не «попсы», конечно).

***
В октябре в Самаре Вадим Эйленкриг представил интересную программу, начавшуюся с «Бразильского блюза». Весь концерт Вадим с присущим ему искрометным юмором вел сам и перед началом звучания музыки первой пьесы пояснил, что она вообще-то ни к блюзу, ни тем более к Бразилии никакого отношения не имеет.

Затем Эйленкриг обратился к уже упомянутому авторскому диску Newborn, и ансамбль сыграл из него несколько пьес. Одну из них музыкант шутливо обозначил как посвящение самому себе: сам о себе не вспомнишь – никто…

Далее Вадим заявил, что никак не может не отметить совпавший с концертом праздник День отца, и ансамбль исполнил красивую, мелодичную балладу «Объяснение в любви», которую Эйленкриг посвятил своей двухлетней дочери Лее. Вадим – счастливый отец: у него родились разнополые двойняшки. Поэтому завершилось первое отделение концерта, конечно, посвященной уже сыну пьесой под названием «Ивашкин блюз». Причем исполнена она была в абсолютно традиционном, чисто блюзовом формате с характерной для жанра окраской звука и соответствующим эмоционально-психологическим настроем.

За месяц до состоявшегося концерта я увидел в анонсной программе абонемента Эйленкрига Kind of Blue и был удивлен, поскольку исполнительские манеры трубача Вадима Эйленкрига и автора легендарного опуса великого Майлса Дэвиса не просто разные, они по характеру категорично противоположны. Ведь созданный выдающимся Майлсом бессмертный альбом очень хорошо соответствует атмосфере, создаваемой магической музыкой, записанной его секстетом с участием таких гигантов, как Джон Колтрейн, Кэннонбол Эдерли или Билл Эванс. Это был один из первых опытов модального джаза с отголосками стиля кул в сочетании с типично дэвисовскими меланхоличными, короткими и несложными по фразировке мелодическими фрагментами, с нередкими, но очень уместными паузами. Майлс был великим трубачом, у которого и все паузы тоже звучали.

А на характер открытого и яркого саунда трубы Вадима Эйленкрига влияют его неиссякаемая динамика и энергетика и завидное взаимодействие, общение, обмен эмоциями с залом. Дэвис же на сцене нередко вообще поворачивался к залу спиной, был наедине с музыкой, в явном отречении от слушателей.

Майлс отличался экономной прерывистой фразировкой, свободной от пышности и украшательства и основанной исключительно на блюзовой гамме. Конечно же, на него на первых порах повлиял головокружительный бопер Диззи Гиллеспи, но ни по технике, ни по характеру мелодики Майлс не стал его последователем. Дэвис был музыкальным провидцем, обладавшим экспансивным и отважным духом, который позволял ему компенсировать свои недостатки в технике игры на трубе. Майлс не мог играть виртуозно и неистово, но он мог экономными средствами проникновенно достичь эмоциональных глубин мелодии.

Дэвис постоянно сомневался в своих способностях: «Я так плохо играл, что порой хотел всё бросить и пойти учиться на зубного врача». Майлс был ярым противником превращения джаза в способ развлечения публики: «Если люди пришли послушать меня, то они будут слушать только и исключительно мою музыку».

Дэвис в творчестве старался отдавать должное наивысшим формам художественной выразительности и добивался этого своей очень сдержанной и где-то недоговоренной музыкой. У него был сильный и одновременно лирический звук, и он умело использовал пространство во время солирования в сочетании с лаконичной фразировкой всего лишь в среднем диапазоне. Но выглядело всё это очень изящно.

Вадим Эйленкриг – зрелый талант. Он обладает исключительной личной харизматичностью и высоким мастерством игры на трубе. Вадим буквально заставляет этот инструмент жить на сцене, ярко проявляя себя: иногда петь с особой элегантностью, теплотой, нежностью и мягкостью, а порой вдруг выдавая энергичные, вихревые и высокотехничные пассажи. Чтобы оценить всё это, нужно просто послушать в исполнении Вадима его любимые композиции, часто звучащие в концертных программах. Хотя бы замечательную мелодию Эдуарда Артемьева из фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих» или знаменитую «Далилу», а также волшебное «Адажио» из Аранхуэсского концерта для гитары Хоакина Родриго, после которых окунуться в мир Snow Bossa Nova или фантастически техничного «Полета шмеля».

В прошлом году рецензию на первый концерт самарского филармонического абонемента Эйленкрига я озаглавил «Счастливый трубач Вадим Эйленкриг». В послеконцертной беседе тогда музыкант спокойно воспринял определение его манеры игры как все-таки больше эстрадной, нежели джазовой. В последнем октябрьском концерте я услышал джаза гораздо больше, да и сам Вадим обозначил желание в характеристиках своего творчества отмежеваться от терминов эстрадности. Но давайте вернемся уже ко второй половине последнего самарского концерта.

Kind of Blue считается одним из величайших звуковых альбомов джаза всех времен. Это magnus opus великого Майлса Дэвиса, который он сам назвал делом всей своей жизни. Композиция была по достоинству оценена во всем мире. Запись стала пятикратным платиновым диском и выпущена пятимиллионным тиражом. Альбом вошел в Зал славы премии «Грэмми». Он стал самым продаваемым за всю столетнюю историю мирового джаза. А в 2002-м Библиотека Конгресса США внесла диск в Национальный реестр звукозаписи.

Состоящий из пяти композиций опус родился в студии звукозаписи компании Columbia во время двух сеансов в марте-апреле 1959-го и сначала не предназначался для концертного исполнения. Но в версии Вадима Эйленкрига джазовый шедевр приобрел уже симфонический формат, появился Simphonic Kind of Blue. Премьера этой программы состоялась в октябре 2019-го и была приурочена к 60-летию создания легендарного альбома Майлса Дэвиса. Исполнил ее в московском Международном доме музыки Национальный филармонический оркестр России под руководством Владимира Спивакова вместе с ансамблем Вадима Эйленкрига.

Сама идея привнести симфонический оркестр в канву проекта логически была вполне оправдана: хроматики и особенностей лирики в опусе вполне достаточно, и это очень благотворно сказалось на саунде оркестра. Для Эйленкрига этот шаг был очень ответственным: «Я старался продумать буквально всё до мелочей: общую драматургию, кульминации. Ведь Kind of Blue – камерная музыка, для очень личного восприятия. Потребовалось придать ей черты концертности и при этом сохранить дух альбома! Майлс – знаковый музыкант, ориентир в том, как надо создавать новую стилистику, новое звучание. Все музыкальные новации, которые появлялись в ХХ веке, он обязательно использовал в своих проектах, привнося в них при этом свое видение. Я поставил себе задачу его языком рассказать свою историю».

Поражает отчаянная смелость Вадима Эйленкрига: ведь все достаточно знакомые с джазом люди на его концертах неизбежно начинают сравнивать версию российских музыкантов с тем, что 60 лет назад сделал великий Дэвис. Сравнивать музыку, сравнивать исполнение, при котором напротив молодых, но талантливых отечественных музыкантов оказываются гиганты: рядом с Константином Сафьяновым – Джулиан Эдерли, с Дмитрием Илугдиным – великий Билл Эванс, с 25-летним Виталием Эповым – только что ушедший из жизни опытнейший мастер Джимми Кобб. А не приехавший на самарский концерт в составе ансамбля теноровый саксофонист Дмитрий Мосьпан – «всего лишь» с Джоном Колтрейном.

Нет, Eilenkrig Orchestra справился с поставленной сложнейшей задачей: музыканты смогли передать характер и представить эскизы великолепных мелодических образов мирового шедевра-подлинника. И мои худшие опасения в зале Самарской филармонии, слава Богу, оказались напрасными. Отечественные исполнители близко подошли к изысканности и эмоциональной глубине только на первый взгляд простых композиций Дэвиса и Эванса.

Эйленкриг вполне достойно представил сольные фрагменты трубы в So What, а Илугдин не потерялся в неопределенностях гармонии Эванса в этой же композиции. So What стала наиболее известной пьесой легендарного опуса. Легко запоминающаяся тема с непринужденно развивающейся лирической линией позже привлекла внимание многих других известных музыкантов и нередко исполнялась ими на концертах и записывалась отдельно. А в дэвисовском подлиннике соло самого Майлса в So What стало одной из вершин импровизации с ее изумительной мелодической глубиной и изысканностью. Нужно отметить, что Вадим Эйленкриг со своей собственной исполнительской манерой в представленной версии оказался на должной высоте.

Другой отдельно ставшей популярной композицией из Kind of Blue стала минималистичная Blue in Green с весьма любопытным эффектом мелодической бесконечной цикличности и частой сменой гармонии. И на концерте в Самаре с гармоническими ребусами короткой миниатюры отлично справился Дмитрий Илугдин.

Очень ярко ансамбль представил особенности многообразной ладовой стилистики с влияющими на нее разнообразными факторами в композиции Flamenco Skotches. Весьма внушительно выглядели музыкальные фигуры в звучании духовых и их перекличке с роялем в пьесе All Blues. Во всех частях опуса впечатлила техничная и фантазийная игра барабанщика Виталия Эпова и яркая гармоническая основа с плотным звучанием контрабаса и бас-гитары Армена Мкртчяна.

Вне сомнения, Академический симфонический оркестр с его главным дирижером Михаилом Щербаковым, видимо, вообще впервые игравший композицию Майлса Дэвиса, после единственной репетиции очень органично вошел в характер музыки и прекрасно дополнил ансамбль Вадима Эйленкрига.

Можно было бы долго перечислять особенности трактовки великого опуса Майлса Дэвиса, представленной ансамблем Вадима Эйленкрига и симфоническим оркестром Самарской филармонии. Можно продолжить сравнивать услышанную российскую версию с великим подлинником, где-то отмечая удачи, а где-то признавая исполнительские разночтения, хотя и с минимумом отхода от авторских идей Майлса Дэвиса. Можно, но, наверное, не нужно. Уже сам факт успешного обращения отечественных музыкантов к мировому шедевру – это уникальное событие, которое, вне сомнения, оказалось достойным дополнением истории джаза страны. И самарским любителям музыки повезло: они тоже оказались причастными к этому событию.

* Член Гильдии джазовых критиков и Союза журналистов России.
Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» от 11 ноября 2021 года, № 21 (218)