Елена ПОЛЗИКОВА **
Фото Юрия СТРЕЛЬЦА
XVII век – эпидемия чумы в Лондоне. XIX век – эпидемия холеры в Москве, и Пушкин на карантине в Болдино пишет «Пир во время чумы». XXI век – эпидемия COVID-19 по всему миру, а мы идем в Самарскую филармонию послушать Пушкина.
Но не Пушкиным единым. В программу концерта абонемента «Отражения», который организаторы назвали «Драматургия и музыка. Трагедия и комедия», вошла еще и «Божественная комедия» Данте Алигьери. Великий итальянец писал ее четырнадцать лет. Чтобы прочитать грандиозную поэму с комментариями, с чувством, с толком, расстановкой, нужен как минимум месяц (не закидывайте меня камнями: пишу про свой опыт). Ольге Агаповой (актрисе СамАрта, отвечающей в этот вечер за художественное слово) нужно было уложиться в час, чтобы в первом отделении концерта мы вслед за Данте прошли девять кругов «Ада», семь кругов «Чистилища» и девять ступеней «Рая».

В дайджесте этого road movie (прости, читатель, за совсем не средневековые выражения) мы слышим, как поэт встречается с пантерой, львом и волчицей (перевод О. Чюминой), и проводник Вергилий защищает Данте от них и в их лице от пороков сладострастия, гордости и корыстолюбия. Харон переправляет скитальцев через Стикс, а «грязнорылый» Цербер мучит души, но пропускает путников вперед. В концертном варианте «Чистилища» Данте, как наивного ребенка, удивляет всё: цвета ступеней, одежды стражников, конечно же, Ангел. Его ждет прощание с тем, «кто ведет мой взор чредой кругов» (цитирую всё же из Лозинского, сложного стилистически, но действительно гениального интерпретатора).
Поэму на сцене нужно было именно сыграть, и Ольга Агапова раскрашивает своими красками полотно: Вергилий, хоть и имеет доступ только к Аду и Чистилищу, ведет свои речи неторопливо, мудро и спокойно, как обитатель Эмпирея (Алигьери пишет о Рае как о «граде спокойном и блаженном», о населяющих его – как об «обликах почтенных и спокойных»).
Данте в первых двух частях нарисован Агаповой молодым и любопытным, словно юнец, а не тем, кто «земную жизнь прошел до половины», то есть 35-летним мужчиной. Сила в голосе появляется у него только и именно «в Раю», когда поэт уже остается без проводника Вергилия, возвысившись над бытием. Особым интонированием актриса старается оживить картины Данте в воображении слушателя: вот стонут и терзаются тени под водой («Ад»), вот тени невыносимо жжет пламенем («Чистилище»).
Сцены «Рая» решены довольно просто: глаз отдыхает, когда светлеет на авансцене, затухают красные, зеленые, желтые ядовитых оттенков фонари, и мы видим теплое дерево органа, слышим радостный и лишенный пафоса голос и дивные звуки «короля инструментов».

Удивительную программу для вечера создала Людмила Камелина: композиторы и органисты от XVI до XXI в., от Швейцарии, Германии – до Нидерландов и Англии. Начальный мотив «Дорийской» токкаты Баха – и вот мы уже в Средневековье: органистка переносит нас в период, когда жил и писал Данте. Путешествие поэтов по Аду и Чистилищу солистка Самарской филармонии облекает в фуги органных фантазий Ройбке, Букстехуде, Булла, полные величия и скорби. Хорал из кантаты 147 Баха, диалог голоса Ольги Агаповой и органа: слушатель попадает в дантовский Рай и шагает по его амфитеатру, похожему на розу.
«Маленькие трагедии» Пушкина – отрывки из «Скупого рыцаря», «Моцарта и Сальери» и «Пира во время чумы» – прозвучали во втором отделении. Ольга Агапова и Людмила Камелина выбрали для концерта монолог Барона, когда тот осматривает свое злато, монолог Сальери, замышляющего отравить Моцарта, и гимн в честь чумы председателя Вальсингама. В музыке Моцарта и нашего современника Ги Бове нашло отражение поэтическое слово Пушкина: о скупости, зависти, совместимости гения и злодейства, боли потерь и страхе говорил орган.
Каждую из трех кантик «Божественной комедии» Данте заканчивает словом «светила» (stelle – звезды). В своем концерте артистки СамАрта и филармонии идут за средневековым поэтом, и в финале вечера на сцене появляется экран, на котором под фа-минорную хоральную прелюдию Баха (конечно, на ум сразу приходит еще один космический гений – Тарковский и его «Солярис») идет видео, где крутятся планеты, летят облака и небесные тела, шумит Мировой океан. Ольга Агапова и Людмила Камелина смотрят на экран и вместе со зрителями и в компании с Данте, Пушкиным, а также выдающимися органистами обращают свои вопросы к мирозданию.
* Данте Алигьери. Божественная комедия. Чистилище. Песнь девятая.
** Руководитель литературно-драматической части театра «СамАрт».
Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» от 9 декабря 2021 года, № 23 (220)