В Самарской филармонии прошел Концерт Госоркестра России
под управлением маэстро Владимира Юровского
24 января 2022 г. в Самарской филармонии при поддержке Правительства Самарской области, в рамках программы Министерства культуры РФ «Всероссийские филармонические сезоны», с огромным успехом прошел концерт Госоркестра России имени Е.Ф.Светланова. Впервые в Самаре за дирижерским пультом выступил маэстро Владимир Юровский. В программе вечера прозвучали: «Прощальная симфония» Й.Гайдна, Сюита из оперы «Любовь к трем апельсинам» С.Прокофьева, фантастические вариации на тему рыцарского характера для большого оркестра «Дон Кихот» Р.Штрауса. Соло на виолончели исполнил Пауль Суссь, соло на альте – Василий Кухаренко. Вела концерт лектор-музыковед Ирина Цыганова.
Госоркестр России имени Е.Ф.Светланова – один из старейших симфонических коллективов страны. В 2021 г. ему исполнилось 85 лет. В 2021 г. его художественным руководителем назначен Василий Петренко. С 2021 г. пост почётного дирижёра занимает Владимир Юровский. Концерты оркестра проходили на самых известных концертных площадках мира. Неоднократно оркестр был удостоен благодарности Президента Российской Федерации. В 2021 г. он получил премию Gramophone за диск с записью скрипичных концертов Д. Шостаковича (солистка — А. Ибрагимова, дирижер — В. Юровский).
Художественный руководитель и главный дирижер Симфонического оркестра Берлинского радио и музыкальный руководитель Баварской государственной оперы, почетный дирижер Государственного академического симфонического оркестра России имени Е.Ф. Светланова Владимир Юровский перед выступлением поделился с нами: «У Госоркестра продолжается юбилейный год. В октябре 2021 года праздновалось его 85-летие. А сейчас еще в Москве будет празднование 100-летия Московской филармонии. Мы делаем специальную программу и для этого торжества. Программа, которую услышит самарская публика, - это конгломерат нескольких наших программ. Одна из них была сыграна прошлой осенью, вскоре после юбилея оркестра, где мы исполнили «Прощальную симфонию» Гайдна и «Дон Кихот» Рихарда Штрауса. А несколько дней назад мы сыграли концерт-марафон к 100-летию Московской филармонии. И в той программе, среди других сочинений, была сюита из оперы «Любовь к трем апельсинам» Прокофьева. В Самарской филармонии мы соединили музыку Гайдна с Прокофьевым в одном отделении. Мне представляется, получается интересная программа. В такой комбинации мы это нигде не играли. Самарцы услышат такую программу первыми.
Хоть Самара далека от Москвы и Петербурга, - это очень важный в истории России город, в том числе и в истории российской музыки. Ведь всем известно, что здесь была закончена Седьмая симфония Шостаковича. И здесь в эвакуации находился Большой театр. Вместе с Большим театром в Куйбышеве в эвакуации находился мой дед – Владимир Юровский, который закончил здесь свой балет «Алые паруса». 30 декабря 1942 года, почти 80 лет назад, здесь в ДК им. Куйбышева (ныне это здание театра Оперы и балета) состоялась премьера этого балета. Он прошел в Куйбышеве 15 раз. Потом Большой театр увез его в Москву, где он продолжил свое существование. Для меня этот первый визит в Самару - очень важный и трогательный. Сегодня утром я был в театре, видел это фойе, где проходили репетиции «Ленинградской симфонии» Д.Д.Шостаковича. Наверняка там же шли читки «Алых парусов». Я побывал и на сцене театра. Она, скорее всего, сейчас выглядит иначе, чем в те годы, но это очень важное для всех нас место.
Для нас выступление в любой точке России – это и возможность поделиться нашей музыкой со слушателями, и расширить круг почитателей Госоркестра. А для нас с оркестром – это желанная возможность еще раз вместе помузицировать. Мы все-таки не так часто общаемся творчески в Москве. Каждая программа играется один – максимально два раза. Повторов почти нет. Поездки, турне – для нас с оркестром это всегда единственная возможность по-человечески войти в диалог и развить творчески то, что мы начинаем. Ведь первый концерт с любой программой – это только первый шаг по направлению к программе. Для публики – это уже финальный аккорд, а для нас - только первая проба пера. За ней часто следует другая программа, которая тоже играется только один раз. Поэтому мы с большим вниманием и любовью относимся к такого рода концертам. Это и новые залы, и новая акустика, и новый слушатель, а, тем более, возможность - делиться со слушателями музыкой, которую они не каждый день слышат. Я знаю, что в Самаре опера «Любовь к трем апельсинам» есть в репертуаре, но эта оркестровая сюита в достаточной степени отличается от оперной партитуры. Она богаче, во многом ярче, ведь Прокофьев делал ее уже после премьеры оперы. Многие вещи он видоизменил. А «Рыцарские вариации» Рихарда Штрауса – это просто раритет, потому, что они очень редко звучат. И в Москве, и Петербурге их нечасто услышишь. Поэтому мы очень рады и счастливы, что выступаем перед самарскими слушателями. Надеюсь, что они с интересом воспримут нашу работу!»