+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов
Весь сайт
Поиск
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов
26 января 2022
22 января 2022 г. в Самарской филармонии с огромным успехом прошел концерт к 150-летию со дня рождения гениального русского композитора Александра Скрябина. В исполнении Академического симфонического оркестра Самарской филармонии под управлением художественного руководителя и главного дирижера филармонии – народного артиста РФ Михаила Щербакова, солиста – победителя I Международного конкурса пианистов имени А.Скрябина, заслуженного артиста РФ Евгения Михайлова (фортепиано), Хоровой капеллы «АУРА» им.А.И.Пахомова (руководитель – Татьяна Хачуян) и Академического хора «VIVAT» Самарского университета (руководители: Наталья и Николай Герасимовы) прозвучали произведения Александра Скрябина: Концерт для фортепиано с оркестром, Симфонические произведения - «Поэма экстаза», «Мечты» и «Прометей». Вела концерт лектор-музыковед Ирина Цыганова.

Представляем вашему вниманию репортаж ТРК «Губерния».

На сцене Самарской филармонии прошел концерт к 150-летию со дня рождения Александра Скрябина
А неравнодушные слушатели концерта оставляли отзывы в социальных сетях:

«Исполнилось 150 лет со дня рождения гениального русского композитора и пианиста Александра Николаевича Скрябина. В связи с этим в Самарской филармонии 22.01.2022 г. прозвучали его концерт для фортепиано с оркестром фа диез минор (солист заслуженный артист РФ Е. Михайлов), «Поэма экстаза», «Поэма огня» (или «Прометей») и небольшая поэма «Мечты». За дирижёрским пультом – наш любимый маэстро, главный дирижёр, народный артист РФ, художественный руководитель Самарской филармонии и симфонического оркестра Михаил Александрович Щербаков.

Всё было хорошо: и вступительное слово лектора-музыковеда Ирины Цыгановой, и филигранная игра Евгения Михайлова, и значительное мастерство оркестрантов. Хотелось бы, только в третьей части фортепианного концерта большей близости к Скрябину, так как в этом финале, на мой взгляд, больше ощущалось влияние Рахманинова из-за героико-мужественной трактовки. Но, в целом, игра Евгения Михайлова мне очень понравилась. В первых двух частях концерта он продемонстрировал естественность и глубину постижения самой сущности творчества Скрябина, хотя здесь он ещё не предстал как новатор. О «Поэме экстаза» хочется сказать особо. Это одно из загадочных и далеко ещё непознанных произведений, рождённых эпохой великолепного "Серебряного века" отечественной культуры. Философская концепция, лежащая в основе поэмы, помогла открыть композитору новые, невиданные миры, которые уже не ограничивались рамками Земли, а были устремлены во Вселенную. Отсюда и дерзновенные образы, средства выразительности, сама форма произведения. Перед дирижёром и оркестрантами стояла очень трудная задача, хотя они исполняли «Поэму экстаза» не первый раз. Сложное полифоническое сплетение оркестровых голосов требовало точнейшей звукоподачи в условиях полиритмии. Но всё это хорошо прослушивалось, и, надо сказать, постоянно ощущалась тщательная работа и дирижёра, и концертмейстеров в своих оркестровых группах, буквально у всех. Но особенно хочется отметить игру солиста Александра Чернышова (соло трубы).

Впечатлил своей мощью и каким-то светоносным эффектом момент генеральной кульминации в самом конце произведения, когда в течение 13 тактов на максимальной звучности fortissimo вступает весь оркестр. Хотелось бы только, чтобы при этом орган было слышно лучше.

Ну, вот, а теперь о «Прометее». Кто первый раз слушает это произведение, наверное, задаётся вопросом – зачем композитор использует здесь кроме симфонического оркестра рояль, хор – по сути как могучий хоровой инструмент, поющий без слов, и? самое главное? свет, как составную часть всей партитуры поэмы. Ирина Цыганова в своём вступительном слове очень ярко и точно обрисовала творческую задачу, стоявшую перед Скрябиным – создать вселенскую Мистерию, в которой были бы объединены не только все известные виды искусств, но и фимиамы (ароматы), геометрические движущиеся фигуры (прообраз телевидения и эффектов-3D), закаты и восходы и т.д. Скрябин задумал, чтобы исполнение этой Мистерии должно быть в масштабах всей Земли, чтобы в каждом жителе нашей планеты был рождён подлинный творец, который стал бы преобразователем Мира. Но Мистерии не суждено было появиться на свет, а «Прометей» - это один из этапов на пути её создания.

Но как удалось реализовать эту задачу нашим музыкантам? Оркестр и пианист были, как всегда, на высоте. Хоровая партия была поручена двум коллективам: академическому хору Самарского национального исследовательского университета им. С.П. Королёва (руководители профессор, лауреат международных и всероссийских конкурсов Н.Н. Герасимов и заслуженный деятель искусств РФ профессор Н.Э. Герасимова) и хоровой капелле «Аура» из Новокуйбышевска (руководитель Т. Хачуян). Оба эти коллектива справились превосходно, несмотря на большие трудности, стоявшие перед ними. «VIVAT!» - студенческий хор, «Аура» работает на базе Дворца культуры, и достичь такого высокого уровня, чтобы исполнять наряду с симфоническим оркестром труднейшее произведение, согласитесь, нелегко».

Галина Никитина