+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов
Весь сайт
Поиск
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов
31 января 2022

Эпохальные свершения 30-х годов


29 января 2022 г. в Самарской филармонии с большим успехом прошел концерт «Эпохальные свершения 30-х годов XX века» из цикла «Три стихии искусства. Слово, музыка, живопись». Концерт является продолжением совместного проекта «Время - вперед! Искусство Страны Советов» - Самарской государственной филармонии и филиала Третьяковской галереи в Самаре.

В концерте приняли участие Академический симфонический оркестр Самарской государственной филармонии. Дирижёр - заслуженный артист РФ Георгий Клементьев. Солист – лауреат международного конкурса имени П.Сарасате - Карэн Шахгалдян (скрипка, Москва). Слово перед концертом – специалист филиала Третьяковской галереи в Самаре Дарья Волкова. Вела концерт лектор-музыковед Ирина Цыганова. В программе вечера прозвучали симфонические произведения А.Мосолова, Д.Шостаковича, И.Дунаевского, А.Хачатуряна. Представление сопровождалась показом на экране полотен художников из собрания Государственной Третьяковской галереи: А.Дейнеки, Ю.Пименова, М.Сарьяна, А.Самохвалова и др.

Искусствовед филиала Третьяковской галереи в Самаре Дарья Волкова рассказала слушателям: «Сегодня на втором концерте из нашего цикла мы будет говорить об искусстве 30-х годов. Нас ждут и музыкальные, и живописные произведения с середины 1920-х до середины 1940-х. Ведь ни одно явление в искусстве, течение и событие не может подчиняться строгим календарных десятилетиям. Эти «длинные» тридцатые годы в русском искусстве – исторически неоднозначный и визуально разнообразный, разнородный период. Возможно, в это время нет таких «прорывных» открытий, как в эпоху русского авангарда. Но это сложное время с точки зрения осмысления первой четверти 20-го века. В середине 20-х назревает кризис беспредметности и кризис идеи русского авангарда - отказ от изобразительности, от искусства в чистом виде, которые пропагандировали некоторых художники в начале 20-х. Возможно потому, что меняются города, меняются пейзажи: строится огромное количество фабрик, заводов, фабрик-кухонь в том числе. Строятся новые железные дороги, появляются новые электрические сети. Художникам хочется вернуть в свои картины узнаваемые формы реального мира. В противовес обществу ЛЕФ, которое призывало отказаться от искусства вообще и привлечь внимание художников только на создание утилитарных вещей, появляется общество станковистов, которые отстаивают картину, как медиа. Ассоциация художников Революционной России призывает вспомнить классическое наследие, традиции русской реалистической живописи, заложенные передвижниками. И, в то же самое время, складывается новая роль художника в обществе – художника-документалиста, который запечатлеет революционные события, прославит в своих картинах эту героическую эпоху».

Ирина Цыганова отметила, что программа вечера посвящена 100-летию Московской филармонии и филармонической деятельности в России, а также обратила внимание слушателей: «Мы с вами знаем о том, что после Революции искусство старое – поэтическое, рафинированное – отвергалось. Появлялось новое искусство – массовое, плакатное. Искусство, в котором бы воплотились индустриализация, урбанизация, век огромных машин. По заказу Большого театра, например, А.Мосолов пишет балет «Сталь». Он не был поставлен к 10-летию Октябрьской революции, но прозвучали отдельные фрагменты из этого балета, в том числе «Завод. Музыка машин». Этот эпизод быстро стал самостоятельной концертной пьесой, вошел в репертуар многих оркестров Европы и Америки, осуществлялись балетные постановки этой музыки. В это же время постреволюционный театр тоже искал новый язык и новых героев. И одним из новых героев, в буквальном смысле слова, стал – огнедышащий завод, с его механизмами и колесами…

Гениальный Д.Шостакович также очень точно обрисовал в музыке свое Шестой симфонии - свое время. Он показал и внешнюю – яркую сторону жизни, и внутреннюю жизнь – пронзительную, глубокую и очень трагическую. Произведения, которые прозвучат сегодня в нашем концерте – это зеркало эпохи тех лет. Слушая эту музыку, можно узнать о многом. Нужно просто быть очень внимательными».

Отзывы наших слушателей:
Михаил Стрельников: «Отличный концерт! Просто великолепный. Оркестру браво!»

Фото:
Ю. Стрелец
Е. Шаров