Версия для слабовидящих
simakina-gi@filarm.ru Возврат эл. билетов
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
Весь сайт
Поиск
simakina-gi@filarm.ru Возврат эл. билетов
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
+7 846 207-07-16отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ruвозврат эл. билетов
12 июля 2022

Вечер первый: калейдоскоп концертов

Анна КАРПОВА *
Фото Юрия СТРЕЛЬЦА

Фестиваль «Денис Мацуев представляет…» существует уже несколько лет, но в Самаре он прошел впервые. Формат фестиваля отражает различные стороны таланта музыканта: круг исполнительских интересов, охватывающий широчайший спектр музыки разных стилей, эпох и направлений – «от классики до джаза»; многообразие творческих контактов пианиста и его совместных музыкальных проектов; представляет его как активного общественного деятеля, среди важнейших задач которого не только популяризация классического наследия, но и поддержка молодых исполнителей. Первый фестивальный вечер в зале Самарской филармонии и был посвящен знакомству с молодым поколением исполнителей.

Программу вечера можно было бы назвать «Калейдоскоп концертов». Действительно, этот жанр как никакой другой дает исполнителю возможность продемонстрировать виртуозность, мастерство владения инструментом и одновременно умение играть с оркестром. А ведь это один из сложнейших исполнительских навыков! За оркестром нельзя спрятаться, наоборот, с ним надо быть на равных, а иногда и вести за собой. И только тогда парадоксальное противоречие, составляющее суть названия жанра – согласие и состязание одновременно (от лат. concerto и concertare – состязаться), – реализуется и исполнение можно считать состоявшимся. Солист и оркестр – соперники, но не противники, их противостояние раскрывает потенциал друг друга, рельефнее очерчивает сильные стороны каждого из участников этого увлекающего за собой музыкального действия...

Пришло время представить солистов. Самому младшему из них, Захару Внутских, всего 12 лет. Елисей Косолапов – единственный скрипач в этой пианистической компании – на год старше. Петру Акулову уже 15 лет, а самой старшей исполнительнице, Варваре Кутузовой, – 19. Все они – учащиеся ведущих музыкальных учебных заведений столицы, ЦМШ при Московской консерватории и Школы имени Гнесиных, известных своими исполнительскими и педагогическими традициями на весь мир. Дай Бог, чтобы лютующие в сфере образования – и художественного в том числе – инновации и реформы не оказались сильнее этих традиций, на которых воспитано не одно поколение талантливых музыкантов, составивших гордость нашей страны.

Творческим биографиям юных солистов могут позавидовать многие концертирую-щие исполнители. В них – лауреатство в престижных международных и российских конкурсах, участие в фестивалях, выступления в самых знаменитых концертных залах и с самыми известными коллективами и дирижерами.

Безусловно, все ребята яркие, талантливые, со своей индивидуальностью и сильными сторонами. Так, у Петра Акулова во Втором концерте Рахманинова рояль звучал необыкновенно бархатно и наполненно, можно было подумать, что специально для него поставили другой инструмент. Варвара Кутузова продемонстрировала блестящую технику, хара́ктерность образов и в хорошем смысле «мальчишеское упрямство и задор», так необходимые в Первом концерте Прокофьева. Романтическая экспрессия, гибкость и импровизационная свобода отличали исполнение Елисея Косолапова, представившего слушателям Концертный полонез № 1 Ре мажор Венявского и финал Третьего скрипичного концерта Сен-Санса. К сожалению, полностью раскрыться юному скрипачу не позволил оркестр, и это было заметно и очень обидно. Самым сильным впечатлением первого фестивального вечера стал самый юный его участник – Захар Внутских. В этой команде достойных и лучших он приятно выделяется. Его звездочка зажглась в Перми, а в 2018 году, будучи уже лауреатом многих региональных конкурсов, этот самоцвет попадает в Москву, в ЦМШ, в руки лучших мастеров огранки талантов.

Исполненный им Первый фортепианный концерт Мендельсона стал тем самым попаданием в точку, которое случается далеко не всегда. В отличие от концерта эпохи классицизма с развернутой оркестровой экспозицией, в сочинении романтика Мендельсона фортепиано вступает почти сразу. Юный пианист задал эмоциональный тонус и направление развития всему произведению с первой фразы, повел за собой слушателей, ни на минуту не отпуская их внимания.

В концерте раскрылся богатый мир романтических образов, оказавшийся удивительно близким внутреннему миру исполнителя. При этом исполнение Захара Внутских отличают зрелость, чувство стиля, концептуальная и драматургическая выстроенность – и всё это несмотря на юный возраст пианиста. Я не говорю о технике владения инструментом, она для него лишь средство, и средством этим он владеет на очень высоком уровне.

Слушатель филармонии – он и зритель тоже. На меня не меньшее впечатление произвело не только как Захар играет, но и как он держится на сцене: осанка, посадка за инструментом, поворот головы к дирижеру, платочек для рук и как он им пользуется. Кажется, что ему передались тот дух интеллигентности и артистизм, которые отличали исполнителей уже даже не нашего, а более раннего поколения. Надо отметить и оркестр, в том числе благодаря которому это попадание в точку стало возможным. Я редко хвалю наш оркестр, но в данном случае он того заслуживает. Вполне вероятно, оркестранты попали под влияние ауры солиста и заразились от него, но без должного уровня профессионализма и творческого потенциала коллектива это было бы невозможно. Сочинение Мендельсона стало в этот вечер образцом исполнения концерта, где соперничество солиста и оркестра было направлено на раскрытие общей музыкальной идеи и как итог привело к достижению желанного согласия и гармонии.

***

В качестве заключения, не имеющего прямого отношения к программе. Среди слушателей, присутствовавших на концерте, не менее половины составляли представители молодого поколения, что вообще-то редкость в филармоническом зале. Были преподаватели музыкальных школ со своими учениками, были родители с детьми… И это внушает надежду, что подрастает не только молодое поколение исполнителей, но и молодое поколение слушателей, для которых мир классической музыки останется близким, понятным и необходимым.

* Музыковед, кандидат искусствоведения, доцент СГИК, органистка Евангелическо-лютеранской церкви Святого Георга
Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» от 7 июля 2022 года, № 14 (235)