+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов
Весь сайт
Поиск
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов
14 июля 2022

Вечер третий: импровизация без изменения нот

Игорь ВОЩИНИН *
Фото Юрия СТРЕЛЬЦА

 
Александр Зингер, Андрей Иванов, Денис Мацуев,
Борислав Струлев
Денис МАЦУЕВ сегодня – один из самых известных в мире пианистов. Он уже собрал коллекцию всевозможных премий и дипломов, а также званий – от почетного жителя адыгейского аула Уляп до посла доброй воли ЮНЕСКО и почетного профессора МГУ. И кроме программ с великолепными интерпретациями академической классики он регулярно дает джазовые концерты, которые сам называет «авторским приношением и посвящением великому виду искусства». При этом классику он упорно именует любимой женой, а джаз – любовницей.


В одном из интервью Мацуев сказал, что джаз – это прекрасная музыка, которая стоит на той же высокой ступени, что академическая классика, и что этому искусству, если им заниматься серьезно, нужно отдаваться так же преданно и фанатично, как и классике: «Я никогда не назову себя стопроцентно джазовым музыкантом, хотя просто влюблен в эту музыку, обожаю ее. Мой папа – музыкальный педагог и композитор, и вот он действительно джазовый исполнитель. Хотя, когда это в крови, то ты уже джазмен. Если, конечно, у тебя есть так называемый грув, умение «качать» ритм, делать его более насыщенным в сравнении с оригиналом темы, а также если ты умеешь еще и свинговать… Джазу, на мой взгляд, научить невозможно, можно дать лишь некоторые основы. В тебе самом в один прекрасный день должны проснуться некие «рецепторы». Это ведь намного больше, чем музыкальное направление, жанр, это состояние души, стиль жизни. Джаз может просто проявиться в каком-то твоем поступке, в озарении, в обычной жи-тейской импровизации».

Денису не исполнилось еще и полсотни лет, вся его семья музыкальная, и поэтому не оказаться в прекрасном мире музыки он никак не мог. Его бабушка – пианистка, дед – барабанщик эстрадного оркестра, отец – театральный композитор и пианист, мать – музыкальный педагог, двоюродные братья – дирижеры. В 4-летнем возрасте малыш на домашнем пианино одним пальчиком изобразил мелодию композитора Мари Лафаре, которую каждый день слышал вечером по телевидению во время передачи прогноза погоды. Родители, свидетели этого экспромта, только переглянулись – дальше ничего обсуждать не требовалось. Ребенок был отправлен в музыкальную школу, где обучался в классе фортепиано, а в общеобразовательной быстро стал лидером созданного квартета одноклассников.

Правда, главным детским увлечением Дениса оставался футбол, сохранившийся до наших дней в фанатичной преданности московскому «Спартаку», а иногда даже в выходе на поле в команде друзей-артистов. Но в детстве ему как-то приходилось всё совмещать. Первое прослушивание юного пианиста, потенциального участника знаменитой телепрограммы «Утренняя звезда», состоялось в перерыве между таймами ответственного футбольного матча, пропустить который было нельзя никак. Но капитан школьной футбольной команды с Прелюдом Рахманинова и собственной пьеской на телеэкране все-таки появился. В 1998 году во время выступлений своих конкурентов на конкурсе им. Чайковского Денис увлеченно смотрел телетрансляции чемпионата мира по футболу. По словам Дениса, возможно, это и помогло ему стать лауреатом.

Первое публичное выступление мальчика в сопровождении симфонического оркестра филармонии с концертом Гайдна состоялось, когда ему было 9 лет. Вхождение в джаз у Мацуева тоже состоялось в родном Иркутске: здесь он неплохо отметился на городском джазовом фестивале. Не оставил он этот жанр и в 90-х во время обучения в Москве, в том числе в консерватории.

В Самаре в амплуа джазмена Денис впервые вышел на сцену в декабре 2004-го. Случилось это в ходе гастрольного тура Георгия Гараняна. Этот патриарх отечественного джаза до конца своей жизни был настоящим патроном молодого пианиста в джазе. В Самаре музыканты выступали в сопровождении камерного оркестра филармонии. Нельзя сказать, что тогда молодой лауреат Международного конкурса имени Чайковского произвел особое впечатление на самарских знатоков джаза.

Гаранян побывал у меня в живом эфире авторской радиопрограммы «Вот вам джаз» и в ответ на мои не очень оптимистичные прогнозы джазового будущего Мацуева предложил не спешить с выводами. Я прислушался к словам мэтра, и, как выяснилось, совсем не напрасно.

18 лет назад пригласить в радиопрограмму самого Мацуева мне показалось еще не очень уместным, но дальнейшая блистательная карьера академического пианиста сопровождалась и его заметным ростом в области джаза. Еще раз хочу подчеркнуть важную роль Георгия Гараняна: именно он вовлекал Дениса в самые разные проекты с ведущими мастерами отечественного и зарубежного джаза. Сам Мацуев это понимает и признается, что очень благодарен Гараняну. Наверное, отличным свидетельством плодотворного сотрудничества двух выдающихся музыкантов стал диск «Джаз в смокингах». В альбоме звучит замечательная музыка в исполнении самого Гараняна, Мацуева и ансамбля «Виртуозы Москвы». Диск вышел в марте 2010 года, но, увы, уже через два месяца после неожиданной смерти самого маэстро Гараняна. В 2000-х в программы концертов академической музыки Мацуев стал включать отдельные джазовые номера, а затем исполнять и целые джазовые программы. Они и сегодня появляются на самых разных сценических площадках в Москве, а также включаются в гастрольные туры. При всем этом выдающийся академический пианист и сегодня еще весьма осторожно обозначает свои творческие взаимоотношения с джазом.

***

Анастасия Тюрина
Тем не менее, в Самаре в рамках фестиваля «Диалог поколений» кроме двух вечеров академической музыки прошел концерт «И классика, и джаз», в котором присутствовали разножанровые импровизации на классические темы в исполнении джазового трио Мацуева, дополненного необычными для программы инструментами. Неожиданное инструментальное сочетание предопределило и ее уникальный тембровый окрас, хотя участие опытных джазовых «ритмачей» – контрабасиста Андрея Иванова и барабанщика Александра Зингера – гарантировало достойный свинг и жанровую принадлежность музыки.

Концерт начался с легендарного джазового стандарта Take the «А» Train в исполнении трио, после которого возникла оджазированная версия волшебной темы Грига из сюиты «Пер Гюнт». Полноценный джаз в инструментальной части концерта далее однозначно присутствовал и в двух собственных композициях Мацуева – «Баллада» и «Байкальская самба». А в полном объеме свое мастерство джазмены Андрей Иванов и Александр Зингер продемонстрировали в финале программы. Здесь их продолжительные сольные эпизоды отличались богатой фантазией импровизаций, великолепной техникой и уникальным свингом, обеспечить который в одиночку было весьма сложно.

Завершилась программа выступлением феноменальной 18-летней певицы, пианистки и композитора Ярославы Симоновой. В ее исполнении прозвучала подборка мелодий, продемонстрировавшая отличное знание специфики джазового вокала, в том числе владение труднейшим приемом слоговой импровизации «скэт».
Ярослава Симонова
 

Несмотря на сложности, вызванные физическими проблемами, Ярослава стала лауреатом нескольких престижных музыкальных конкурсов, а в 2017-м Союзом музыкальных критиков была названа первой в номинации «Джазовый дебют года». Ярослава тесно сотрудничает с оркестром Игоря Бутмана, с которым уже побывала на гастролях во многих городах России, а также в США, Монако, Китае и Франции. Исключительно одаренная и талантливая девушка работает со многими лидерами академической и джазовой музыки и уже успела записать два сольных диска. На концерте в Самаре джазовый вокал Ярославы был по достоинству оценен громом аплодисментов.

В остальной части самарского концерта Денис Мацуев однозначно подтвердил название всего музыкального фестиваля – «Диалог поколений». Причем все молодые и даже юные музыканты получили возможность продемонстрировать свою одаренность и талант не только в ансамбле, но и в сольных номерах. Так, высочайший класс игры на домре и мандолине показала Екатерина Мочалова в красивейшей «Астурии» Исаака Альбениса.

Уже известная самарским зрителям по предыдущим концертам 15-летняя саксофонистка Софья Тюрина в своем номере ухитрилась объединить вроде бы совершенно необъединяемое: импровизации девочки прекрасно прозвучали на стыке темы Александра Бородина из «Князя Игоря» с легендарной композицией Пола Дезмонда Take Five.

А 11-летняя Анастасия Тюрина блеснула мастерской игрой на балалайке в «Каприсе» Никколо Паганини и в виртуознейшей версии «Барыни».
 В полный восторг зрителей привел «Полет шмеля», в котором возник настоящий фейерверк техники, продемонстрированной всеми участниками ансамбля. Видимо, эту часть концерта с участием молодых музыкантов можно вообще обозначить как парад талантов и технических достижений, а в каких-то ее фрагментах Денис Мацуев ухитрялся вовлекать всех своих юных соратников в подлинные вихри импровизаций, в том числе и с элементами джаза.

Исключительную музыкальную фантазию, темперамент и технику продемонстрировал в дуэте с Мацуевым виолончелист Борислав Струлев, живущий ныне в США академический музыкант с явно проявляющимися творческими устремлениями в новаторские эксперименты.

Если же говорить о самом Денисе, то в концерте он продемонстрировал фантастическую артикуляцию в сочетании с тончайшими нюансами и сокрушительную звуковую энергию с кристальной чистотой мелодики. Его сольные импровизационные фрагменты демонстрировали богатство мелодической фантазии и безукоризненную внутреннюю музыкальную свободу пианиста.

Как известно, существует несколько возможных вариантов так называемого jazzing in classics, синтеза академической классики и джаза. Некоторые из них так и остались в виде жанрового общения, однако появились и ставшие самостоятельными новые стили – симфоджаз, третье течение. А другие стили джаза, те же cool или progressive, созданы, безусловно, с широким использованием элементов академической музыки. Но во всех этих случаях неизбежно присутствует огромное уважение музыкантов-исполнителей к самому жанру и его авторам – великим классикам; оно, конечно, ощутимо и в услышанных нами версиях Мацуева.

По словам самого Дениса, при исполнении этой музыки он очень дорожит ощущением свободного полета и называет ее «импровизацией без изменения нот, переводом бессмертных шедевров классики с академического языка на джазовый». Убедительное подтверждение этих слов мы только что и услышали на самарской сцене в концерте народного артиста России Дениса Мацуева.

* Член Гильдии джазовых критиков и Союза журналистов России

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» от 7 июля 2022 года, № 14 (235)