+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов
Весь сайт
Поиск
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов
06 сентября 2022

Людмила Беляева и ее Территория Счастья

Сегодня юбилей у музыковеда, летописца Самарской филармонии и постоянного автора «Свежей газеты. Культуры» Людмилы БЕЛЯЕВОЙ. Долгих лет, Людмила Ивановна! Здоровья! И новых потрясающих текстов

Людмила Беляева и ее Территория Счастья

Георгий КЛЕМЕНТЬЕВ *

Пытаюсь постичь значимость главного дела жизни Людмилы Беляевой и ощущаю, что трафарет привычных слов не может объяснить непостижимую глубину ее личности. Она притягивает правдивостью в осмыслении феноменов самарской культуры, и это не только перечисление великих имен и событий в уникальном месте Земли, Самаре, перекрестке путей-дорог с запада на восток и с севера на юг.

В этом перекрестье дорог смешиваются и сливаются воедино история торговли, экономики, этносов, сокровищ национальных культур. Погружаясь в это богатейшее историческое явление, Беляева проявляет изумительный талант внутреннего проникновения в сущность личностей, действующих в этой самобытной культуре. Таинственным образом она как бы становится тем, о ком пишет. А мы, читатели, ощущаем ее героев необыкновенно достоверно и правдиво. Они живут, действуют, и мы начинаем понимать, как они творят, как сохраняют высокоэтические принципы. И разве можно писать о столь сложном процессе, не имея подобных принципов в себе? Это внутреннее ощущение меня, читателя, и в нем будто оживают многочисленные портреты музыкантов, каждый из которых уникален и неповторим.

Ее герои действуют в историческом контексте, состоящем из значительных общественных событий, из мелочей городской жизни и жизни семьи, в которые погружает нас Людмила Ивановна. В ее публикациях эти черты вырастают в художественную картину времени. Именно так она создает уникальную энциклопедию самарской музыкальной культуры, вписанной в музыкальную историю России и всего мира. Это и целая галерея портретов дирижеров Самарской/Куйбышевской филармонии, и эссе о ее первых руководителях, артистах оркестра и лектория, интервью с величайшими деятелями мировой музыкальной культуры. Поверьте, этих имен множество.

Меня восхищает в Беляевой умение вылавливать из далекого прошлого невероятные факты и детали, относящиеся к истории нашей музыкальной жизни. Ее невод всегда был неожиданно полон, и так радостно становилось сознавать, что родина наша, Самара, чрезвычайно богата музыкальными событиями и даже сенсациями. Эта кропотливая исследовательская работа, по собственным словам Беляевой, делает ее счастливой!

Конечно, сегодняшнее время с его безграничными информационными возможностями упрощает задачу поисков сокровищ прошлого, но для меня отдельные факты истории Самары из публикаций Беляевой становятся настоящим откровением. Вот, пожалуйста, несколько примеров:

• в мае 1887-го по улицам Самары прогуливался Пётр Ильич Чайковский и с удивлением обнаружил афишу представления на нашей сцене своего «Онегина»;
• в 1858-м при самарском губернаторе Константине Карловиче Гроте было учреждено Филармоническое общество, и, по большому счету, надо бы было именно с этой даты и вести историю Самарской филармонии;
• в мае 1910-го оркестр Большого театра под управлением Сергея Кусевицкого прибыл в Самару на пароходе вместе с композитором Александром Скрябиным, который отправился на гастроли вместе с роялем ручной работы, подаренным ему знаменитой немецкой фирмой Bechstein;
• в сентябре этого же, 1910 года в театре-цирке «Олимп» состоялся единственный, легендарный концерт Фёдора Шаляпина, как и полугодом раньше – солиста Императорских театров, обладателя великолепного тенора Льва Клементьева (к слову, если кто не знал, – он не однофамилец, а мой родной дед по отцовской линии);
• в 1933–34 годы прорабом переделки театра-цирка «Олимп» в оперный театр был Валерий Аркадьевич Беляев, отец будущего руководителя нашей филармонии Гилария Беляева…

Я слышал, как она вела концерты, рассказывая о сущности исполняемой музыки – и классики, и современной; брала мини-интервью у исполнителей прямо на сцене филармонии. Это был для слушателей живой, наглядный процесс общения с музыкой, историей создания и доступный анализ исполняемого сочинения. В ее беседах музыка представлялась как всеобъемлющий процесс Бытия, в котором творчество становится одним из важнейших факторов, формирующих нашу реальную жизнь.

Лекции в областной библиотеке, экскурсии по филармонии предсказуемо выявили в Людмиле Ивановне отменную долю артистизма и харизматичного обаяния рассказчика, которому внимает любая аудитория, от детей до пенсионеров.

Труд Беляевой в огромном море творческих задач беспримерно велик. Во время молодежных международных фестивалей – это вечернее ведение концертов и интервью, ночью – материалы в газету и подготовка к завтрашним концертам. Но вот фестиваль окончен, и снова – плановые концерты, и к ним нужно сотворить программки-аннотации, содержащие важнейшие смыслы исполняемой музыки и особенности индивидуальности исполнителя.

Мало кто представляет в полной мере трудность этого, казалось бы, незаметного дела: в минимуме слов на трех маленьких страничках печатного буклета к концерту уместить суть, главное, нетленное! И так – от недели к неделе много лет. Это означает необходимость быть реально действующим участником культурных событий города и края, перекидывать мосты между слушателями и звучащей музыкой, бесконечным процессом искусства. А по сути – быть его летописцем.

Есть еще один вещественно важный объект творчества Беляевой – это с безусловной любовью созданный музей Самарской филармонии. Она его главный собиратель и куратор. В этом же ряду – ее великолепная книга «Полифония смыслов», вышедшая в канун 2016 года. В ней убедительно представлено, как из мельчайших подробностей бытия культуры на протяжении двух веков рождалось без преувеличения великое значение нашего города для всего мира. И мы, самарцы, можем гордиться своей причастностью к строительству этой новой реальности.

В заключение не могу не отметить, что замечательному содержанию книги «Полифония смыслов» под стать ее удивительный язык – блистательный, изысканный, утонченный, углубляющий смыслы и рождающий атмосферу радостного любования предметом высказывания!

Всё это – служение замечательного человека-гуманиста Людмилы Ивановны Беляевой, неутомимого исследователя самарской музыкальной культуры, открывшего для нас и помогающего нам понять неповторимое значение Самары как Территории Счастья.

* Дирижер Академического симфонического оркестра Самарской филармонии,
заслуженный артист России
Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» от 31 августа 2022 года, № 15–16 (236–237)