+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов
Весь сайт
Поиск
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов
15 сентября 2022

Самарский концерт Сергея Слонимского

Марианна МЖЕЛЬСКАЯ *
Фото Юрия СТРЕЛЬЦА

 
Союз композиторов во главе с Марком Левянтом подарил радость общения с новой музыкой Сергея СЛОНИМСКОГО, 90-летие со дня рождения которого было отмечено большим симфоническим концертом.

В этом году исполняется 55 лет творческому содружеству всемирно признанного композитора-классика с нашим городом. Самара занимает особое место в судьбе Сергея Слонимского, став его второй музыкальной родиной, где он чувствовал себя счастливым. Здесь – в единственном городе России (!) – были поставлены четыре его оперы: «Виринея», «Мария Стюарт», «Гамлет», «Видения Иоанна Грозного». Симфоническая музыка Слонимского прозвучала впервые 17 ноября 1976 года в окружном Доме офицеров на открытии фестиваля «Композитор и фольклор», организованного по инициативе музыковеда Инны Касьяновой.

Слонимский, знавший ее в консерватории как комсомольского вожака, приехал и стал активным участником всех мероприятий. Шутливо называл Куйбышев «Касьяновск-на-Волге», Инну Александровну – «главой Могучей кучки». Главный дирижер симфонического оркестра Куйбышевской филармонии Геннадий Проваторов сознательно поставил мощную «Драматическую песню» Слонимского в финал, и она произвела настоящий фурор, впрочем, как и дуэт в 4 руки Слонимского – Проваторова в «Польке» из «Ревизора»! В последующие годы Проваторов исполнил Первую и Вторую симфонии, сюиту из балета «Икар». Все концерты были приурочены ко Дню музыки, что придавало фигуре автора особый статус Главного композитора Самары.

Эстафету увлеченности Слонимским принял талантливый петербуржец Валентин Нестеров, прекрасно знавший его хоровую музыку по работе в Ленинграде. В 1983 и 1984 годах Нестерову было доверено подготовить в Самаре мировые премьеры двух новых симфоний – Четвертой и Пятой, которую композитор посвятил 400-летию города.

Заметен вклад сегодняшнего художественного руководителя филармонии, народного артиста России Михаила Щербакова, под управлением которого состоялись самарские премьеры Десятой и Тридцатой симфоний, «Весеннего концерта», впервые была исполнена увертюра из «Видений Иоанна Грозного». Михаил Александрович сделал качественную запись Пятой симфонии.

В письме к Светлане Петровне Хумарьян, заместителю руководителя областного управления культуры, горячей поклоннице его музыки, инициатору премьер сочинений Слонимского в Самаре, композитор написал в 1987 году: «Буду, обещаю всегда помогать Вам, культуре Куйбышева всем, что в моих силах и способностях». И сотрудничал не только в качестве творца, но и выполняя работу председателя жюри на XVIII Конкурсе имени Кабалевского.

С легкой руки ректора педуниверситета Анатолия Алексеевича Семашкина стал профессором кафедры истории и теории музыки и три года читал уникальные лекции, сопровождая их выразительной игрой на рояле. Музыкант потрясающего кругозора и эрудиции, талантливый пианист, Слонимский тщательно готовился к публичным выступлениям и в Самаре исполнял большую часть музыки по памяти. Это были исторические обзоры хоров в операх русских композиторов, история жанра сонаты от Скарлатти до Скрябина, анализ отдельных сочинений авторов ХХ века, в том числе глубоко чтимого им Дмитрия Шостаковича. Выдающийся вклад Слонимского в дело музыкального просветительства, создание им художественно ценного репертуара для детей и юношества были отмечены званием «Почетный профессор СГСПУ» с вручением диплома и мантии.

***

В апреле 2000 года композитор прочитал в Самаре цикл лекций, в течение которого много аккомпанировал студентам в романсах и песнях. Апрель выдался теплым, десять дней, проведенных в особнячке на Пионерской, запомнились ароматами распускающихся почек, прогулками по набережной. Самара осталась в памяти солнечно-лучезарной.

За год до этого Сергей Михайлович сочинил музыкальные подарки студентам-журналистам, которые были включены в «Самарский альбом». Давая согласие на издание, композитор написал письмо, перечислив всё, что необходимо включить. А одну мелодию – на стихи Павла Воронкова – не только назвал, но и написал нотами! Получается, что эту мелодию, «Ты мне что-то сказал» с посвящением «Тане Таряник», он хранил в памяти целый год (автограф был подарен студентке) и тщательно записал её, чтобы не потерять, чтобы использовать её выразительный потенциал. Мелодия начиналась с мотива, напоминающего закручивающуюся пружинку, взлетающую вверх. Получив письмо, я вспомнила: в марте 1999 года Слонимский, переписав «пружинку» начисто в Танину записную книжку, воскликнул: «Хорошая мелодия получилась!» С самарских небес спустилась ему эта «пружинка», став символом молодости, беззаботной игривости, свойственной самарским журналистам! Вместе с тем в этой мелодии был широкий балладный ход на дециму вверх по минорному трезвучию, после которого неожиданный ритурнель приводил к тонике.

Мелодия «Ты мне что-то сказал» будто отражала характер самарских журналистов, задающих вопрос, слушающих рассказ автора и обрывающих его повествование новым вопросом. Именно так исполнял её Сергей Михайлович.

В 2001 году Слонимский завершил Второй фортепианный концерт – по сей день его текст не получил научного осмысления, отчего не сложилась какая бы то ни было традиция его исполнения. Пианисты Петербурга и Москвы – Татьяна Загоровская, Галина Жукова, Екатерина Мечетина, Юрий Полосьмаков, Евгений Зарецкий – играют Концерт № 2, придерживаясь традиции сухого концертирования, не предполагающей выявления выразительности мелких тематических построений. Между тем цитата «Ты мне что-то сказал» (Слонимский, он же автор, рассказывает студентам о музыке) диктует необходимость более рельефного выявления образных контрастов, прочувствованного исполнения не только протяженных тем, но и как бы случайно возникающих коротких.

Подлинным героем вечера стал лауреат международных конкурсов Иван Александров, генеральный директор Фонда С. М. Слонимского, преподаватель кафедры специального фортепиано Санкт-Петербургской консерватории, член Союза композиторов, общавшийся с Мастером в течение 14 лет как ученик и помогавший в корректуре его произведений при издании. В силу прекрасного знания музыки Слонимского Иван слепил такое количество ярких образов, что дух захватывало от их наглядной выразительности, интересного тембрового решения. Рояль откликался ему то мощными раскатистыми басами, то хрустальными переборами в верхнем регистре, то легкими пассажами, то певучей кантиленой. Это был театр, где каждый персонаж имел свою тембровую краску.

Слонимский как мастер музыкального диалога заложил столь многовариантную информацию, что ее полная расшифровка, очень интересно начатая Иваном Александровым, еще впереди! К чести пианиста, выразительно интонируя текст, он донес множество смыслов именно в духе идеи «Слонимский рассказывает самарским студентам о музыке». В первой части – сонатном аллегро – мощно пропетая главная тема заставила вспомнить Концерт Грига, потом сменилась пассажами в духе мрачных скерцо Рахманинова, а при репризном проведении «григовская» тема приобрела большую женственность. Побочную тему Иван сыграл как образ вольницы, в памяти возникли новгородские сцены из «Видений Иоанна Грозного», где народ трудится, скоморохи его веселят. И тут же зазвучала красивая тема – матушка Волга величаво раскинула свои воды, которые, «помутнев», выплеснули на поверхность лик корсаковской Царевны, несравненной Красоты...

Вторую часть – свободные вариации – открыла красивая мелодия гобоя, олицетворяющая голос Автора, к концу он исчез в глубинах «озера», и фактура преобразилась в пейзаж в духе экспромта Шуберта. Десять вариаций Иван превратил в цикл, где диалогизировали Мусоргский, Лядов и Прокофьев, выводя на авансцену сказочных персонажей, подсказывая идеи, как – театрально и философски – раскрыть смысл текста. Тема в коде прозвучала прощально, как признание в любви: тихая сарабанда истаивала в верхнем регистре.

Третья часть – огненное скерцо – отринула грусть, захватив ритмами кавказской лезгинки. Срединная тема прозвучала диалогом кавказцев и славян, завершившимся по-братски мирно. Каденция солиста раскрыла тонкий внутренний мир автора, фантазии которого унесли его в мир мечты, откуда, подобно Принцу из «Щелкунчика», не очень-то хочется возвращаться.

***

После отъезда в Петербург в 2000 году Слонимский не расстался с Самарой. Общение приобрело форму «приближения к Слонимскому»: поездки на форум, встречи в консерватории, знакомство с новыми произведениями по нотам и записям. Казалось, Слонимский не подвластен времени – бодр, активен, удивительно плодовит. Известие о смерти композитора больно резануло: ушел близкий родной человек. Наш, самарский…

Премьеру Тридцать четвертой симфонии ждали как Откровения. Четырехчастное полотно, в котором изложено духовное завещание нашего великого современника, просто и мудро. Первая часть – образ России, переданный интонациями знаменного распева. Вторая – Монстр первый – гримасы скелетов, зло, разрушающее человека извне. Третья часть – Монстр второй – внутренние грехи, главный из которых гордыня. Четвертая часть – Прощальная песня с полифонией больших и малых мелодических линий, обнимающих Землю, сограждан, друзей. Русский Малер, слагающий свою песнь о Земле и оплакивающий, подобно финалу Шестой симфонии Чайковского, расставание. Слезы, приносящие очищение и возвышающие. Как все уносящие в горний мир финалы Слонимского.

Присутствие в зале вдовы композитора – музыковеда, профессора, педагога Раисы Николаевны Слонимской – усиливало впечатление от музыки. По ее рекомендации был приглашен самобытный скрипач из Бельгии Тигран Майтесян, сыгравший на скрипке Гварнери «Весенний концерт», не звучавший в Самаре 28 лет и достойно завершивший первое отделение. Символично, что маэстро Михаил Щербаков открыл авторский вечер увертюрой к «Видениям Иоанна Грозного», принесшей мировую известность нашему городу благодаря музыкальному руководству Мстислава Ростроповича, умевшего собрать, вдохновить оркестрантов для решения сложных художественных задач. Выразительно и эффектно прозвучала ария Марии Темрюковны в исполнении прекрасно державшейся на сцене Юлии Марковой. Напомнил два ариозо Иоанна Андрей Антонов, для которого партия Грозного стала трамплином в сценической карьере.

Современная ситуация очерчивает необходимость сохранения за Самарой статуса второй музыкальной родины великого русского композитора Сергея Слонимского. Необходимы совместные усилия, чтобы Слонимский стал мощным культурным брендом. Ждут интерпретации еще не звучавшие оперы и симфонии. У нас есть ресурсы, чтобы довести до совершенства исполнение впервые прозвучавших шедевров. Самарцы любят музыку Слонимского, и это главное!

На фото:
1 – Академический симфонический оркестр Самарской филармонии. За пультом – Михаил Щербаков
2 – Иван Александров
3 – Тигран Майтесян

Кандидат искусствоведения, доцент, руководитель проекта «Слонимский и Самара»

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» от 15 сентября 2022 года, № 17 (238)