+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов
Весь сайт
Поиск
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов
03 октября 2022

Музыкальная сказка Илоны Дягилевой

Анна ЛАЗАНЧИНА *


В рамках первого концерта абонемента «Мой лучший друг оркестр» Самарской филармонии состоялась премьера произведения Илоны ДЯГИЛЕВОЙ «Письма только для своих» по мотивам рассказов Тоона Теллегена.
 
Сборники коротких метафорических сказок этого писателя оказались равно интересны и взрослым, и детям; они быстро полюбились читателям разных стран. В России Теллегена называют «голландским Хармсом», сам же он считает, что большее влияние на него оказал Чехов. Критики отмечают парадоксальность художественного мира, театральность образов, тонкую иронию и деликатность его стиля; проводят параллели с сочинениями Клайва Льюиса, Алана Милна и Сергея Козлова.

Однако какие бы имена писателей-сказочников ни назывались в этом ряду, они не заслоняют оригинального почерка современного автора. Волшебный лес, где обитают самые разные существа от муравья до слона, полон чудес, он привлекает необычной красотой и лирическим обаянием. Оказавшись в сладком плену удивительных историй, Илона Дягилева поделилась своими впечатлениями с дирижером Георгием Клементьевым и лектором-музыковедом Ириной Цыгановой (на фото). Они поддержали идею композитора создать на основе увлекательных рассказов музыкальную сказку, адресованную маленьким слушателям. Так появилось новое произведение.

Сочинение самарского композитора представляет собой цикл из девяти оркестровых пьес-писем для чтеца и симфонического оркестра. Образы сказочных героев раскрываются через разнообразные тембры музыкальных инструментов симфонического оркестра. Идея познакомить слушателей с возможностями и спецификой звучания оркестровых инструментов не нова. С целью популяризации симфонической музыки в разное время «путеводители» по оркестру создавали Владислав Лютославский, Кшиштоф Пендерецкий, Бела Барток и Бенджамин Бриттен. Самым популярным произведением этого жанра, без сомнения, является «Петя и волк» Сергея Прокофьева.

Новое сочинение Илоны Дягилевой вполне вписывается в эту картину, встраивается в один ряд. С произведением классика советской музыки «Письма для своих» роднит целенаправленное обращение к детской аудитории, наличие сказочного сюжета и участие чтеца в исполнении произведения. Принципиальное отличие кроется в различном отношении композиторов к произносимому тексту. В музыкальной сказке Прокофьева текст, разделенный на отдельные фразы, предваряет музыкальные эпизоды. Дягилева соединяет слово и музыку; наслаивая их друг на друга, она усиливает выразительность текста, придает ему объем и глубину. Так художественное слово становится словом музыкальным.

«Письма только для своих» можно отнести к популярному сегодня направлению инструментального театра. За каждым героем или персонажем композитор «закрепляет» свой музыкальный инструмент: письмо – флейта, муравей – скрипка, сова – валторна, улитка – гобой… Выбор инструмента в одних случаях определяется внешними чертами образа, в других – прямо или косвенно отражает особенности характера и поведения героя, в третьих – оказывается связанным с традициями музыкального искусства. Так, огромного слона изображает туба – самый большой и низкий инструмент симфонического оркестра. Чирикающий, перепрыгивающий с ветки на ветку воробей озвучен флейтой пикколо, легко звучащей на стаккато в высоком регистре. Извивающийся при движении червяк – гибкой и извилистой мелодией кларнета. Образ белого лебедя в духе традиций романтической музыки (Вагнер, Сен-Санс, Сибелиус, Римский-Корсаков) воплощен в тембре виолончели.

Для создания ярких и выпуклых музыкальных портретов-характеристик Илона Дягилева пользуется приемом обобщения через жанр. Тема жизнерадостной, активной белки напоминает веселую польку. Одинокий крот грустно вальсирует. Белка и слон исполняют парный танец, стилизованный под восточный. Привлекательно красочное, почти импрессионистическое звучание оркестра особенно впечатляет в живописных «пейзажных» зарисовках. В таком качестве запоминаются метель на краю земли, где живет полярная сова; спокойное озеро, по которому плывет гордый лебедь, отражаясь в зеркале вод; ураганный вихрь оркестрового тутти, ворвавшийся в беличье дупло; и, конечно, финальная картина пробуждения природы, ожидающей солнца и тепла.

Композитор дает юным слушателям возможность услышать, осознать и прочувствовать музыкальные контрасты. В диалоге слона и белки участвуют темы, помещенные в полярные регистры и звучащие в разной динамике. Эффектно воплощен темповый контраст в эпизоде со спешащей черепахой и спокойной улиткой. Беседа крота и червяка построена на противопоставлении штрихов легато и стаккато. Выразительны фактурные находки, изобретательно иллюстрирующие текст.
 
Исполнение музыкальной сказки сопровождалось видеорядом. Поэтичные и трогательные иллюстрации Игоря Олейникова оживила видеодизайнер Анна Талипова. В этих рисунках, сотканных из мелких мазков и кажущихся на первый взгляд незавершенными, несовершенными, есть та художественная правда, которая чувствуется интуитивно и вызывает искреннюю симпатию.

К новому произведению самарского композитора музыканты симфонического оркестра филармонии отнеслись с видимой симпатией. Светлая и оптимистичная музыка Илоны Дягилевой, содержащая вкрапления джазовых интонаций, была сыграна ими азартно и с воодушевлением. Слушатели, даже самые маленькие, восприняли музыкальную сказку на ура и долго аплодировали автору и исполнителям.

* Музыковед, кандидат искусствоведения, доцент СГИК.
Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» от 29 сентября 2022 года, № 18 (239)