«Ведь все взрослые сначала были детьми,
только мало кто из них об этом помнит»
А. де Сент -Экзюпери («Маленький принц»)
Любой концерт, предназначенный для детской аудитории, несмотря на всю серьезность своих просветительских задач и целей, у взрослой, искушенной публики, как правило, вызывает снисходительную улыбку. И напрасно! Да, у детского восприятия действительно свои законы, диктующие особый выбор программы и ее подачи, но стоит только самим взрослым - участникам концерта увлечься этой восхитительной игрой в детство, как тут же преображается всё вокруг. Атмосфера зала каким-то непостижимым образом насыщается восторгом первооткрытий, заражая им и детей, и взрослых. Именно такой - увлекательной и трогательной была атмосфера в зале Самарской филармонии, открывшей
Детский абонемент №5 «Мой лучший друг Оркестр» первым концертом 18 сентября.
Следующий детский симфонический утренник - 4 декабря.
В этот день юная публика знакомилась с симфоническим оркестром. И тем маленьким слушателям, кто впервые, так сказать, вживую слышал большой оркестр, можно было просто позавидовать. И детское восприятие, с его непременной жаждой чудесного, может быть, хотя бы отчасти, передавалось и взрослым, видевшим в который раз оркестр-республику с удивительным разнообразием его тембрового народа: с блеском меди, с целой батареей ударных, с таинством струнной кантилены, сокровенной искренностью мелодий в исполнении деревянных духовых и волшебными голосами арфы и челесты.
Отдохнувший за лето
Академический оркестр Самарской филармонии, несмотря на ранний утренний час, звучал добротно, оптимистично под управлением дирижера Самарской филармонии, заслуженного артиста РФ
Георгия Клементьева. Так же вдохновенно и радостно рассказывала детям об инструментах оркестра лектор-музыковед
Ирина Цыганова. После знакомства с оркестровым тутти и отдельными инструментами (нежными тембрами деревянных духовых была исполнена как всегда грациозная «Музыкальная табакерка» А. Лядова, группа струнных подарила публике «морские» фрагменты из сюиты «Шехерезада» Н. Римского-Корсакова, перкуссионисты блеснули исполнением труднейшей фуги для ударных Д. Шостаковича из первого антракта его оперы «Нос»), в качестве кульминации программы первого отделения прозвучало, конечно же, «Болеро» М. Равеля. Одно из самых популярных в мире музыки сочинений в жанре тембровых вариаций не может не понравиться детской аудитории: настоящий карнавал инструментальных красок с торжеством вечной магии ритма, с захватывающим своей силой, неумолимо наступательным крещендо и вакхическим апогеем последних аккордов танца…Именно так все и было в финале первого отделения концерта: эффектно и празднично. Но оказалось, что это лишь начало интриги!
Все второе отделение было посвящено мировой премьере новой музыкальной сказки, которую написала известный самарский композитор
Илона Дягилева. Перед публикой был уже не просто оркестр, а волшебный лес со всевозможными сказочными персонажами, которые отчаянно хотели найтись в лабиринте одиночества, и поэтому писали друг другу письма на языке музыки. «Письма только для своих» - так называется сказка нидерландского писателя Т. Теллегена, по мотивам которой было написано это удивительное действо, сочетавшее в себе экранную анимацию Анны Талиповой, близкую по стилю одухотворенной и гениальной мультипликации Юрия Норштейна, художественное слово рассказчика - Ирины Цыгановой и симфонический оркестр под управлением Георгия Клементьева. Оркестр то собирался в роскошное тутти, то «рассыпался» на характерные инструментальные соло — так говорили герои сказки - белка, муравей, индийский слон, полярная сова, червяк и многие другие. Каждому герою И. Дягилева подобрала замечательно остроумные, изобретательные тембровые характеристики: например, письмо зазвучало голосом флейты, в роли белки выступила труба, слона изображали туба, индийский ситар и арабский уд, а «торопливую» черепаху — группа медных духовых. Поэтому весь оркестр напоминал огромный ансамбль солистов, и у каждого был свой запоминающийся образ и своя, верная интонация.
История с живыми письмами, которые путешествовали от одного одинокого адресата к другому, имела свою захватывающую драматургию с кульминацией в финале, когда все звери собрались за праздничным столом, а собрал их никто иной, как воробей. Особая роль воробья со времен знаменитой сказки К. Чуковского «Тараканище», видимо стала легендарной не только в России. И вот он — воробей-Учитель с большой буквы, знаток эпистолярного жанра, научивший зверей писать письма, печь тортики и плясать веселый фрейлэйхс, на сей раз помог всем героям провести «длинный и веселый вечер в начале лета...». Так умиротворённо заканчивается сказка. А кодой музыкальной истории стало письмо, написанное зверями волшебного леса однажды, холодной зимой, самому солнцу. И солнце ответило! А иначе и быть не может.
Так родилась еще одна сказка со счастливым концом, а в череде знаменитых сочинений, таких как музыкальная сказка С. Прокофьева «Петя и волк», «Путеводитель по симфоническому оркестру» Б. Бриттена, написанных специально для юной аудитории, появилось еще одно необычное произведение - «Письма только для своих» И. Дягилевой. Слушая эту добрую и умную музыкальную сказку в жанре сторителлинга, дети учились общаться с оркестром, постигать его язык и приоткрывать маленькие дверцы в чудесный мир звуков, а взрослые задумывались о том, как здорово писать письма в этом мире одиноких сердец, и, вдруг, искренне недоумевали, почему они давно перестали это делать... Но самое главное — впечатление от премьеры, сказочное во всех отношениях!
Автор: Кришталюк О.А., кандидат искусствоведения,
доцент кафедры теории и истории музыки Самарского государственного института культуры