+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов
Весь сайт
Поиск
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов
12 декабря 2022

«Затронуть струны души»


11 декабря 2022 года в Концертном зале Самарской филармонии в рамках абонемента «Пять романтических признаний» прошел концерт «Чехия». На сцене в этот вечер выступили Академический симфонический оркестр Самарской государственной филармонии, дирижер – Филиппо Десси (Италия-Россия), солист – лауреат международных конкурсов, виолончелист Александр Рамм (виолончель). Вела вечер лектор-музыковед Ирина Цыганова. Концерт проходил в рамках программы Министерства культуры Российской Федерации «Всероссийские филармонические сезоны». В программе вечера прозвучали произведения А.Дворжака - Концерт для виолончели с оркестром си минор и Симфония № 8 Соль мажор.

Александр Рамм – один из самых одаренных и востребованных виолончелистов своего поколения. В его игре сочетаются виртуозность и глубокое проникновение в замысел композитора, эмоциональность, бережное отношение к звукоизвлечению и артистическая индивидуальность. Александр Рамм – обладатель серебряной медали Международного конкурса имени П.И.Чайковского (Москва, 2015), победитель многих других музыкальных соревнований, в том числе Beijing International Competition и I Всероссийского музыкального конкурса. На сегодняшний день А.Рамм - первый и пока единственный представитель России, ставший лауреатом одного из самых престижных конкурсов виолончелистов Paulo Cello Competition в Хельсинки (2013).

Перед концертом в Самаре Александр Рамм рассказал нам об исполняемой им на вечере музыке:

- Концерт Дворжака – один из самых величайших среди инструментальных концертов для всех инструментов. И многие мои коллеги – скрипачи и пианисты согласны с этим. В нем мы слышим настоящую симфонию, где композитор уделил большое внимание не только виолончели, как соло. Там, как в симфонии, есть соло флейты, гобоя, кларнета, фагота, валторны... И всегда есть их взаимодействие с оркестром. Это одна из причин, почему это произведение настолько значимое.

Когда я впервые взял это произведение в руки, то мне оно показалось уже знакомым.

Этот Концерт Дворжака имеет для меня особое значение. Я часто его исполняю. Недавно играл его в Ереване, где произошел необычный случай. В самом начале этого произведения идет оркестровое вступление продолжительностью – три с половиной минуты. И на третьей минуте моего вступления у моей виолончели лопается струна, а у виолончели четыре струны. Впереди еще тридцать минут музыки, которые нельзя играть без струны. Обычно, если во время концерта лопается струна у солирующего скрипача, то его коллеги из оркестра передают ему свой инструмент, а скрипку с лопнувшей струной забирают в оркестр, где ей меняют струну. И солирующий скрипач продолжает играть уже на чужой скрипке. Виолончелистам такой трюк провернуть трудно, ведь между солирующим виолончелистом и его коллегами находится дирижер. Поэтому остается один вариант – извиниться перед публикой и заменить струну за кулисами. Так я и поступил. И мы с дирижером Сергеем Смботяном продолжили выступление с моего проведения темы.

- На каком инструменте Вы будете сегодня играть концерт?

- Это виолончель работы талантливого молодого мастера Габриеля Джебрана Якуба. Я играю на ней 12 лет. Потрясающий инструмент, который изготовлен в 2009 году. В моих руках он с 2011 года – прошел со мной Конкурс им. П.И.Чайковского и другие успешные конкурсы. И всегда у публики и жюри возникали вопросы: что это за инструмент? И еще большее удивление вызывал мой ответ, что это современная виолончель, и она ни в чем не уступает старинным инструментам, сделанным легендарными мастерами. А ведь мои коллеги-соперники играли в финале конкурса Чайковского в 2015 на «Страдивари», «Руджери», «Теклере» и «Гваданини». И мой инструмент не потерялся среди таких именитых «собратьев».

- Секрет Вашего успеха зависит от инструмента?

- Хороший инструмент помогает добиться того, что заложено в музыке, того, что у исполнителя в мыслях и в сердце. Добиться воплощения музыкальных задач на хорошем инструменте гораздо проще. Свой прекрасный инструмент – это «плюс тысяча очков» к достижению музыкальных задач на сцене. Я понимаю мой инструмент, а он понимает меня. У моей виолончели есть свое имя - Алессандро, на итальянский манер. Это женское имя, и во всех языках виолончель имеет женское имя, кроме, пожалуй, французского. Посмотрите на нее, ведь у нее даже фигура женская!

- Какие задачи Вы ставите для себя на сцене?

- Затронуть струны души слушателей, чтобы они получили удовольствие от концерта. Человеческое тепло – это то, что оживляет великие музыкальные произведения. Это происходит с помощью погружения в замысел композитора и пропускание музыки через себя.

Во время онлайн-трансляции концерта слушатели делились своими впечатлениями:

Людмила Соловьёва: «Великолепный виолончелист, браво!»