+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов
Весь сайт
Поиск
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов
14 марта 2023

Они слышали время

Юлия Шумилина
Член Союза журналистов РФ,
лауреат премии «Золотое перо» Самарской губернии

 

Сороковые роковые… Какое искусство родилось в опаленные войной годы? Об этом за один вечер под названием «Запасная столица» попытались рассказать слушателям со сцены Самарской филармонии сплоченные силы трех «цехов»: музыкального, литературного и музейного. Забегая вперед, скажу, что этот концерт имел огромный успех. По окончании вечера весь зал вместе с солистом – заслуженным артистом Республики Карелии Владиславом Косаревым стоя спел «День Победы» в сопровождении Симфонического оркестра Самарской филармонии во главе с заслуженным артистом России Георгием Клементьевым. А ведь никто никого вставать и подпевать не просил... Но разве нужны какие-то просьбы для исполнения того, что впитано с молоком матери и стало настоящим народным гимном?

«Наш концерт – это часть совместного проекта Самарской филармонии и Филиала Третьяковской галереи в Самаре «Время, вперед! Искусство Страны Советов», – рассказала ведущая концерта, музыковед Самарской филармонии Ирина Цыганова, перед его началом. – Как это ни парадоксально, но в 40-е, трагические для нашей страны годы, наблюдался творческий подъем во всех областях искусства. Всем известно, что во время войны наш город был не только запасной, но и культурной столицей страны. Сюда были эвакуированы все лучшие творческие силы, включая труппу Большого театра. В военные годы музыкальная и культурная жизнь в Куйбышеве бурлила: ставились оперы, балеты, исполнялись программы инструментальной и камерной музыки. Именно в Куйбышеве Дмитрий Шостакович завершил свою работу над Седьмой симфонией. Ее мировая премьера здесь 5 марта 1942 года стала первым залпом по Рейхстагу. Сегодня будут звучать II часть Седьмой симфонии и III и IV части Восьмой симфонии, а также целое отделение будет посвящено песням военных лет, а на экране будут показаны полотна художников из собрания Государственной Третьяковской галереи».

«Речь пойдет о самой неоднозначной и трагической странице истории и искусства ХХ века, – отметила специалист «Третьяковки в Самаре» Дарья Волкова. – Мы будем говорить об искусстве, которое связано с Великой Отечественной войной. 40-е годы – время, когда окончательно сложился и расцвел соцреализм, его также называли «сталинским классицизмом». Соцреализм предлагал художникам оставить эксперименты начала ХХ века и обратиться к лучшим образцам мировой истории искусства. Так в композициях русских художников появились герои, подобные героям эпохи Позднего Ренессанса. Например, на картине Александра Лактионова «Письмо с фронта» мы видим прорыв света в темное пространство, который напоминает нам о работах Караваджо. Этот прорыв света имеет символическое значение. Камерный сюжет выполнен в формате большого полотна, придающего ему эпическое звучание. А расстановка фигур на картине, их позы напоминают нам античные статуи.

В соцреализме немало работ, получивших «билет в бессмертие». Манифестом соцреализма можно считать картину «Мать партизана» Сергея Герасимова. Широкая, с поднятой головой, светлая фигура женщины. И темная, почти без лица, фигура мужчины. За женщиной – толпа людей. За мужчиной – дым, смерть, пустота. Два противоположных полюса, а между ними – дребезжащее напряжение. Пройдут годы, сменятся эпохи, но мы, глядя на эту картину, будем понимать, что это – сюжет борьбы добра и зла. И будем чувствовать: правда – на стороне этой женщины.

Есть в искусстве этого периода и другая линия. Ее выразителем стал Аркадий Пластов – продолжатель Саврасова и Левитана, настоящий русский живописец, который писал деревенский быт, пейзажи. Большую часть своей жизни он прожил в родной деревне в Ульяновской области. Но он выезжал на фронт, видел войну своими глазами. Он показывает Великую Отечественную не через вселенское противостояние, а через «маленькую трагедию». Напоминая нам, что все планетарные изменения – это судьбы конкретных людей, их горести и печали. В его работе «Фашист пролетел» изображена трагедия: бессмысленная, опустошающая смерть врывается в прекрасный русский пейзаж. Художник намеренно уводит нас от восприятия смерти как чего-то героического. Он старается привести нас к настоящему непафосному гуманизму. Если у Герасимова на картине – действие как в драматической пьесе, то у Пластова нет ни действия, ни героя, ни антагонизма. Единственное живое существо на его картине – воющая собачка. И мы слышим этот протяжный вой... Это все, что хотел нам передать художник, ведь он рассказывает о том, что война противна Природе, Жизни, Красоте. Это рассказ о том, что война оставляет после себя…

Ирина Цыганова: «В годы войны создавались не только произведения, наполненные пафосом победы, трагедией войны, но и песни. Слово и музыка в них становились огромной силой, которая давала человеку надежду, веру в торжество правого дела. Писались песни искрометные, зажигательные, лирические – о любви и нежности, о том, что в тылу бойцов любят и ждут. Стихотворение Симонова «Жди меня» в блокадном Ленинграде обменивали на кусок хлеба. Песни во время войны становились удивительным оружием, которое невозможно было уничтожить. Это оружие становилось бессмертным. Сегодня будет исполнена целая песенная сюита, некоторые из этих песен были написаны прямо во время войны поэтами и композиторами – фронтовиками. Другие – созданы в мирное время. Все они хорошо знакомы и горячо любимы».

Солист Владислав Косарев: «Практически весь репертуар, который сегодня буду исполнять, я выучил в детстве вместе со своим дедом. Родился я в Смоленске, но каждые каникулы проводил у бабушки с дедушкой. Дед мало рассказывал о войне, он всегда уходил от этой темы, даже не мог смотреть фильмы о войне – выключал телевизор... Но петь очень любил, прекрасно играл на баяне, гармошке. И все эти песни я услышал от него. Мне очень дороги эти песни, ведь это – память о близком человеке. В них – наш генетический код, наша народная культура. В песнях военных лет – особая русская правда, чистота, способность пойти на подвиг, жертвовать собой. Удивительно, но во время и после войны было написано множество лирических песен. Да, были бравурные, маршевые песни, но было много и проникновенной лирики. Думаю, что люди, которые ежеминутно сталкивались со смертью, хотели простого человеческого тепла. Песню «В землянке» военный корреспондент Сурков написал в начале войны, когда сидел под обстрелом в землянке и, действительно, до смерти было четыре шага. На грани жизни и смерти он написал простые человеческие слова: о любви, тепле – о Жизни! Я люблю все песни, которые исполняю, но военные – особенно. Когда я погружаюсь в них, мне кажется, что мой дед рядом – смотрит на меня. Надеюсь, я хорошо их исполняю, ведь он прошел всю войну, потом полтора года воевал с бандеровцами на Западной Украине...

Я обратил внимание на то, что где бы ни исполнял эти песни, обращаясь к зрителям: «Давайте споем вместе!», – весь зал подхватывает «Катюшу», «Землянку», «Темную ночь»… В этих песнях правда – фронтовая, человеческая. Люди приняли их, полюбили, сделали своими. Они слушают их, исполняют дома на семейных встречах. «День Победы» знают все, подхватывают как один. Недавно я узнал (и это меня очень порадовало), что кто-то из депутатов предложил вернуть в школьную программу произведения советских писателей: «Молодую гвардию» А. Фадеева, «Горячий снег» Ю. Бондарева, «Брестскую крепость» С. Смирнова... Все вышеперечисленное, оказывается, было исключено из нее… Все эти произведения мы читали и перечитывали не только в рамках школьной программы. То же можно сказать и о советских песнях. «Советские» они по периоду своего написания, а по содержанию – это глубокие произведения, наполненные любовью к родной земле, близкому человеку, своему народу».

– У вас необычная интерпретация песни «День Победы». Это аранжировка или ваша собственная интерпретация?

Владислав Косарев: «Я переслушал разные варианты исполнения этой песни: Льва Валериановича Лещенко, Иосифа Давыдовича Кобзона, других исполнителей. Это наша классика. Но мне захотелось найти в этой песне свое, выразить личное отношение к Победе нашего великого народа – к людям, которые ее для нас завоевали. Как это получилось – судить слушателям, но я вложил в эту песню всю свою жизнь, то, что узнал из общения с дедом, из книг о том времени, о войне. В каждой песне, особенно в «Дне Победы», – весь мой накопленный опыт. Конечно, это песня-марш: праздничная, энергичная. И кто-то подумает: легко выйти в зал, громко запеть в микрофон, а люди будут аплодировать знаменитой песне. В чем был гений советских певцов? Обладая прекрасными вокальными данными, они не ставили вокальную технику на первое место. Прежде всего, они были яркими артистами. В каждой песне у них была история определенного героя, которую они проживали. В тексте «Дня Победы» – лирика, проникновенность, сокровенность. Все припевы ведут за собой, прославляя нашу победу. В каждом из куплетов – своя человеческая история: «Здравствуй, мама! Возвратились мы не все…» – две строчки, но в них весь ужас войны, миллионные потери нашего народа».

– Так что же такое искусство 40-х годов?

Дарья Волкова: «На этот вопрос нельзя однозначно ответить. Нельзя сказать, что есть одна магистральная линия. Искусство любой эпохи многогранно. И даже если художники пишут работы на одну тему, они смотрят на проблему и событие с разных сторон, через разные призмы. Для объемного понимания образа эпохи важны взгляды каждого из художников. Так происходит, когда мы слушаем музыку: для нас важна партия каждого музыкального инструмента, каждый голос, чтобы вместе они слились в единый образ».

Георгий Клементьев: «Я родился совсем скоро после начала 40-х годов. Музыка, которую в детстве я слушал по радио, именно та, которую мы сегодня играли. В ней есть невероятное чудо – эту музыку пел весь народ. Советское искусство 30–40-х годов прошло большую эволюцию в стиле, сложности письма, стало великим, родным. И это искусство тоже родило Победу! Думаю, что весь народ встал на защиту Отечества еще и потому, что культура, музыка объединили людей».

Владислав Косарев: «Последние годы я езжу по России и исполняю песенную советскую классику в сопровождении симфонических оркестров. И поражаюсь тому, насколько эти песни востребованы у людей, несмотря на то, что им уже 50–60 лет. Эти песни актуальны и сегодня, ведь их написали настоящие мастера. Они создавались не ради рейтингов и премий. Люди любили свое дело, землю, страну, свой народ. И эту любовь они воплотили в песнях. Именно эта любовь обессмертила искусство советского периода».

Опубликовано в «Свежей газете. Культура» (№3 (248), февраль 2023)