+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов
Весь сайт
Поиск
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов
15 октября 2023

Блестящий финал IV Международного фестиваля искусств «Шостакович. Над временем»


Первый осенний месяц пролетел, заполненный музыкальными событиями масштабного фестиваля «Шостакович. Над временем». В афише фестиваля были и спектакли, и концерты, и творческие встречи, и мастер-классы. Два концерта в самарской филармонии – выступление Российского национального оркестра и гала-концерт с участием звезд российской оперной сцены – завершили этот грандиозный проект, силами организаторов превращенный в настоящий триумф искусств.

«Праздничная увертюра», прозвучавшая в начале музыкального вечера 25 сентября, подчеркнула радостную дату – день рождения композитора. Продолжение программы раскрыло подлинную сущность творческой индивидуальности Д. Шостаковича как композитора – симфониста, остро реагирующего на трагическое несовершенство мира.

Непосредственным импульсом к сочинению виолончельного концерта, как указывал сам автор, явилось его знакомство с Симфонией-концертом для виолончели с оркестром С. Прокофьева и желание попробовать собственные силы в этом жанре. Однако, при реализации замысла проявилась не столько близость с прокофьевским опусом, ранее сколько с созданным скрипичным концертом самого Шостаковича, - что отражается в интонационном сходстве некоторых тем. Концерт для виолончели – своего рода монолог, демонстрирующий виртуозные возможности инструмента. Солист, народный артист РФ Александр Рудин, исполнил его по-мужски сосредоточенно, и при этом артистично-эффектно. Первая часть цикла – страшно-гротесковый марш, в котором рядом с героем-виолончелью все время присутствует антигерой - валторна. Солист и оркестр под руководством Дениса Власенко настолько ярко и выпукло представили слушателям эту музыкальную «битву», что присутствующие не сдержали аплодисментов. Большое впечатление глубиной субъективного высказывания произвела медленная часть – лирический центр концерта. Тембр виолончели, густой и матовый, здесь, особенно в начале, казался бестелесно-прозрачным, призрачным, и лишь постепенно приобрел жизненную силу и экспрессивность звучания. В репризе медленной части флажолеты виолончели истаяли в хрустальных отзвуках челесты и унеслись в небытие. Мучительным волевым усилием, словно по крохам интонаций солист собирал тематизм предыдущих частей в каденции. Постепенное ускорение темпа подготовило наступление жуткого фантасмагорического танца – финала. Оркестр и солист так ярко и овеществленно-живо исполнили его, что было невозможно воспринять драматургию концерта в русле бетховенского движения «от мрака к свету».

Во втором отделении Александр Рудин встал за дирижерский пульт. В его интерпретации Пятая симфония Шостаковича обрела индивидуальное звучание. Не придерживаясь канона «оптимистической трагедии», дирижер раскрыл внутреннее содержание музыки – смертельное противостояние творческой личности жестокому веку. Темповые колебания, особенно заметные в первой части, несколько нарушили ее классическую соразмерность и композиционную стройность, зато дали прослушать все оркестровые соло, с величайшим мастерством выписанные композитором. Лирико-философским раздумьем предстало знаменитое Largo – третья часть симфонии. В финале же музыканты Российского национального оркестра продемонстрировали высочайший профессиональный уровень, воплотив этическую наполненность произведения, его подлинный трагизм и глубоко человеческое содержание – то, что позволило назвать эту симфонию исповедью целого поколения, а ее создателя, Дмитрия Шостаковича – музыкальной совестью эпохи.

Завершение фестиваля планировалось в формате торжественного концерта – увертюры и арии из опер русских и зарубежных композиторов в исполнении лучших российских оперных певцов. Участия даже одного обладателя «Золотой маски» и двух премий «Грэмми», народного артиста Башкортостана и Татарстана, заслуженного артиста Российской Федерации Ильдара Абдразакова было бы достаточно для того, чтобы назвать концерт выдающимся событием в культурной жизни губернии. Но в рамках гастрольного турне VI Международного музыкального фестиваля Ильдара Абдразакова вместе с всемирно знаменитым певцом в Самару приехали: солист «Геликон-Опера», заслуженный артист Республики Татарстан Алексей Тихомиров (бас), солист Мариинского театра Станислав Трофимов (бас), приглашенный солист Мариинского театра Кирилл Белов (тенор), лауреаты международных конкурсов Кристина Попова (меццо-сопрано) и Вероника Хорошева (сопрано). Так, в рамках сразу двух фестивалей, соединившихся воедино в одном концерте, самарцам посчастливилось услышать и именитых российских басов, и талантливых молодых солистов, выступивших в сопровождении симфонического оркестра филармонии под управлением Дениса Власенко.

Открыл программу концерта «Полонез» из «Евгения Онегина» П.И. Чайковского, представший увертюрой праздничного музыкального вечера. Дирижер подчеркнул в торжественном великосветском танце контраст оркестрового tutti и групповых соло, выразительно провел мягкую лирическую тему виолончелей - благодаря чему оперный фрагмент прозвучал во всем блеске оркестровых красок.

В концерте из двух отделений, программа которого отличалась заметной спонтанностью, царила удивительно спокойная и дружеская атмосфера. Ильдар Абдразаков покорил слушателей мощным темпераментом, потрясающей музыкальностью и сокрушительным обаянием. Каждый его выход свидетельствовал о том, что он находится в самом расцвете творческих сил. Поразил кантиленным звуковедением и густотой объема баса Станислав Трофимов: его голос не сумел перекрыть даже хор тромбонов, ревущий в звукоизобразительном аккомпанементе из «Песни Варяжского гостя» («о скалы грозные дробятся с ревом волны»). А ария Ивана Сусанина прозвучала столь основательно и проникновенно, что музыка М.И. Глинки воспринималась свежо и современно. Алексей Тихомиров своим выступлением продемонстрировал не только великолепные возможности голоса - в арии Хана Кончака знаменитая «фа» прозвучала так глубоко, полнокровно и свободно, что казалось: в запасе у певца еще как минимум пол октавы; но и незаурядный актерский талант. Его мельник из «Русалки» А.С. Даргомыжского учил нехитрой житейской мудрости только женскую половину зала, а «Песня о блохе» М.П. Мусоргского рассмешила всех и вызвала настоящий гром аплодисментов.

Сильному тенору, обладателю звонкого и полетного голоса Кириллу Белову лучше удались эффектные романс молодого цыгана из «Алеко» С.В. Рахманинова и Плач Федерико из «Арлезианки» Ф. Челиа. Лирическую каватину Владимира Игоревича из оперы «Князь Игорь» молодой солист исполнил с таким напором, что превратил ее в героический и страстный монолог, достойный пера не Бородина, а Вагнера. Благодаря пластичности и легкой подвижности голоса, Вероника Хорошева замечательно справилась с трудными концертными ариями. Возможно, молодую вокалистку из Уссурийска ждет большая оперная карьера и самарцы еще будут вспоминать этот концерт как первое выступление солистки в нашем городе. Мягкое бархатное меццо-сопрано Кристины Поповой выразительно прозвучало в арии Любавы из «Садко» Н.А. Римского-Корсакова, где певица постаралась передать разнообразные оттенки переживаний героини.

Кульминацией оперного праздника стали бисы в завершении обоих отделений концерта – русские народные песни «Эй, ухнем» и «Вдоль по Питерской», исполненные тремя великолепными басами с истинно русской удалью и мощью.

В финале концерта на сцену филармонии вышли глава региона и председатель Самарской организации Союза композиторов России, кратко резюмировавшие итоги фестиваля. «Наш фестиваль получился насыщенным. Думаю, что мы доставили людям удовольствие и духовно обогатили их, насытили интересными художественными впечатлениями», - сказал М.Г. Левянт. «Спасибо вам огромное за этот праздник», ‒ душевно обратился Д.И. Азаров к солистам и музыкантам. И продолжил: «Это достойная высокая нота в завершении IV фестиваля «Шостакович. Над временем». Только представьте, концерты фестиваля посетили 15 тысяч человек! В следующем году он отметит свой первый юбилей, и мы постараемся сделать так, чтобы это было вновь феерично, как сегодня!».

Таким добрым напутствием завершился концерт-закрытие. Прощай фестиваль, до новой встречи!


Анна Лазанчина, кандидат искусствоведения, доцент Самарского государственного института культуры

Татьяна Поберезкина, преподаватель Самарского музыкального училища им. Д.Г. Шаталова

Сатья опубликована в издании «Свежая газета. Культура», октябрь 2023