+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов
Весь сайт
Поиск
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов
13 ноября 2023

Филармония - «Ночь искусств» - «Cello Tango»


Борислав Струлёв & Paporotnik Orchestra фейерверком радости открыли несерьёзную часть фестиваля «Самарская осень-2023»

Папоротнику четыреста миллионов лет. Он помнит динозавров. Он и трава, и дерево, а если не спеша вглядеться в его лист, завораживает формой, темным блеском поверхности, серебристой изнанкой. Талантливые московские музыканты, классические и джазовые, давая своему коллективу в 1991 году название «Папоротник оркестр», придумали свою идеологию: равновесие простого и сложного, премудрого и наивного. Говоря проще – меланж жанров и форм, игра в хорошее настроение слушателя. Масса групп, проектов, ансамблей самых разных составов (чаще всего из очень неплохих профессиональных сессионных музыкантов) – собравшись, почти сразу развалились на этом пути, не найдя широкого спроса на свое совместное искусство. Потому что должно сойтись очень многое. И уровень владения инструментами, и родство душ, и стабильность костяка – дизеля, толкающего банду вперёд. Кажется, «папоротникам» повезло. В альянсе, выступившем в Самаре, сошлось всё.

Самое главное – базовый материал. Авторские композиции аккордеониста и аранжировщика Александра Бакхауса. Умение сочинять мелодии – безусловно божий дар, счастье избранных. Количество музыки, написанной Александром для театра и кино, подтверждает его избранность. Добавлю, что внешне он похож на лидера группы мушкетеров Атоса – статен, бородат, патлат, аристократичен. Отдача самарского зала на его пьесах, шикарно исполненных мини-оркестром, внимание и тепло, сгенерированное публикой – подтверждает талант Бакхауса многажды. Поэтому зрители взревели от восторга, узнав, что у него именно в день концерта был день рождения.

Но конкретно эта программа не случайно носила название со словом «челло». Оно было в тысячу раз важней второго слова «танго». Боюсь, что танго, на высокую продаваемость которого (как и на киномузыку) делают сегодня ставку многие концертные площадки, проиграло виолончели в этот вечер всухую. Потому что на электровиолончели «Ямаха», инкрустированной калининградским янтарём, блестяще солировал Борислав Струлёв. Музыкант высоковольтного темперамента, прекрасной школы, умения заполнять собой всё окружающее пространство, которое тут же начинает искрить и испускать молнии. Если продолжить ассоциации с французскими литературными красавцами, он Портос, ставший вдруг королём.

Борислава, наследника классических традиций прекрасной московской музыкальной семьи, порой по экстравагантно-экстатическому поведению на сцене сравнивают с медийным секс-символом от виолончели хорватом Степаном Хаусером. Но это неправильно. Борислав круче. Потому что он не идёт по дорожке, протоптанной Ванессой Мэй в адские кущи массовых продаж осколков классики, вставленных, как бубенчики, в клоунские колпаки. Струлёв прекрасно играет классику, но, даже вкрапляя в лёгкие композиции фрагменты произведений Баха, Шнитке, Шуберта, Шумана – он не делает из них бубенцов, а любуется ими, как драгоценными камнями в королевской короне музыки.

Лидер коллектива скрипач Александр Антонов – многоопытный музыкальный менеджер, участник многих программ на российском телевидении. Это благодаря ему, наверное, «Оркестр Папоротник» сегодня – уважаемый лейбл (музыканты поймут степень уважения), создающий и исполняющий качественную современную музыку. Его мастеровая электроскрипка обладает множеством возможностей и достойно украшает звучание «папоротников». Достойно сдержанно-страстного Арамиса. Басист Дмитрий «Ветеран» Честных – так его величают на сайтах джазовых площадок. Это на его «подложке» покоится общий шикарный саунд. Скромное поведение, мощная работа. Думаю, образ де Тревиля очень ему подходит. В тени, надёжен, безупречен. В соло хорош, ну хорош. А вот д”Артаньянов в группе было двое! Олег Аряев. Гитарист. Хорошо поёт, и, между прочим, неплохой художник и даже поэт.

И ударник Виктор Кипкаев. Устроил мини-шоу с горящими барабанными палочками, выйдя на авансцену с малым барабаном через плечо. А потом завёл не хуже хулиганистого гасконца весь зал, заставив включиться в игру «перехлопай шикарного перкуссиониста». Игра удалась, наверное, потому, что Виктор – известный в столице педагог по игре на барабанах. Ещё немного, и к нему в ученики записалась бы вся Самара.

Конечно, диски проекта «Челло-танго» разлетались в фойе, как горячие пирожки. Кому же не захочется унести домой кусочек фестиваля «Самарская осень», обладающий явным терапевтическим эффектом. Включить сразу после концерта запись в холодный осенний день, вспомнить, как пританцовывал на стуле Борислав Струлёв, как обнимал раскинутыми руками со смычком весь мир, как весело шутил и искренне благодарил Самару за гостеприимство… Вспомнить неумолимое танго, нежное танго, печальное танго, счастливое танго.

И побежать покупать билеты на другие концерты фестиваля. Я лично рекомендую (после других весёлых программ с киномузыкой и джазом) обязательно сходить на серьёзную часть фестиваля: Московский камерный хор Минина (он только что сорвал безумный восторг московских меломанов в зале Зарядье) – и, конечно, на Пятую симфонию и Пятый концерт Бетховена в исполнении нашего оркестра с уже почти совсем нашим Денисом Власенко и великолепным Борисом Березовским.

Статья Инги Майоровой из издания «Свежая газета. Культура», ноябрь 2023