Новости
- Это было чудесно. Вы сами сочинили?
- Нет. Это сочинил Людвиг ван Бетховен.
- У него хорошо получалось.
(диалог из фильма «Человек, которого не было»)
Заключительный фестивальный концерт в Самарской филармонии прошёл в рамках филармонического абонемента №1 под названием «Главный». И вступительное слово взял новый главный дирижер оркестра, составитель абонемента Денис Власенко. Он достойно принял в прошлом сезоне у Михаила Щербакова красное знамя огромной ответственности. Потому что симфонический оркестр миллионного города – это маркер состояния культуры. И новый абонемент нового главного дирижёра тоже маркер. Движения, развития, направления.
Денис Власенко встал перед оркестром, взял микрофон и сказал публике, что когда он пришёл в филармонию - сразу услышал вопрос, будет ли оркестр исполнять музыку современных композиторов. «Я много дирижировал современными авторами и понимаю, как это важно» - сказал Денис Георгиевич, - «Поэтому принял решение внедрять новую музыку в наш репертуар. Сегодня первый эксперимент. Вы услышите произведение молодого, но уже известного и успешного композитора Кузьмы Бодрова». Кузьма Бодров, ученик Александра Чайковского, автор музыки, звучащей в больших фильмах, в Ватикане, в исполнении ведущих оркестров – сидел в зале.
Его пьеса «Заклинание пастуха», написанная в 2016 году для фестиваля Бориса Березовского, прозвучала свежо и образно, оркестр раскрыл композиторские приёмы звукописи, красочных сочетаний тембров и штрихов. Дирижёр практически лепил руками звуковую массу, и это у него получилось хорошо. Кузьму Бодрова искупали в овациях. Будем надеяться, что знакомство с музыкой московского минималиста Павла Карманова, заявленное в абонементе, тоже пройдет успешно. И современные композиторы будут знать, что в Самаре теперь можно прозвучать – и получится неплохо.
Тут на сцену вышел только что упомянутый сам Борис Березовский, поседевший, немного похудевший, ему очень идёт. Пианист выглядит солидно, величественно. Как император. Рояль стоял необычно - хвостом в зал без крышки. Открыт всем ветрам. Пианист лицом к лицу с дирижером. Не ускользнет ни малейший взгляд, ни малейший вздох. И звук не рассеивается, не стекает на пол, а свободно заполняет все лёгкие зала. Пятый фортепианный концерт Бетховена на всех сценах мира объявляется как «Император», ему положено звучать как следует.
Импровизационное вступление сразу в темпе, энергия и полёт, в синкопированных эпизодах иногда чувствовалось, что пианисту чуть-чуть не хватало общего темпа и движения. Но Денис Власенко мгновенно восстанавливал равновесие противостояния солиста и оркестра. Порой это было слышно, как будто лихой мальчишка хочет убежать от строгих стражников. Или запускает в них мячики – успевай, отбивай. Его ловят «Ваше величество!» - и возвращают на трон. Это было весело и хорошо получилось.
Вторая часть, простая детская песенка, неземная красота, за такие трели можно все отдать. Умиротворение. Колдовство. Счастье. Потом эту часть пианист и оркестр сыграют на «бис». Получится очень-очень хорошо. А пока финал, невероятно, бурливо просочившийся из второй части, как серебристый родник, неумолимо бесшабашно превратился в полноводную реку. Император вырос и стал взрослым, полным сил и желания служить людям.
В антракте перевести дух помогает возродившийся из пепла буфет. Чашечка великолепного кофе очень способствует мысленному переносу в Вену на двести лет назад.
Пятая симфония Бетховена, которую бодрые пиарщики на баннерах анонсируют даже не названием, а фразой «та-та-та-таааа!». Денис Власенко удивил. Не удары судьбы, не рок, не гром с молнией. Музыка. Знакомая до рефлекса и… неузнаваемая. Погружение в жизнь композитора, в его конфликт с миром, с людьми. Многим знакомо. Взаимодействие оркестровых групп особенное. Во второй части, за вариациями менуэта, превращением то в марш победителей, то в пастушьи наигрыши – следить интересно, как за детективом.
Скерцо – продолжение захватывающего рассказа. В кульминациях дирижёр держит всю массу оркестра властно и могуче. Фугато с его привычными заиканиями – неожиданно очень смешно. Финал разворачивается как победное знамя на ветру. Постепенно стало ясно, что Власенко испытывает кураж, неподдельно кайфует, если разрешите так выразиться. И его кураж передается оркестру и потом публике. Кайфует оркестр и кайфует публика. В том же фильме, цитата из которого использована в эпиграфе, есть фраза: «Музыка рождается в сердце и звучит через пальцы».
Да, через пальцы, через руки музыкантов в этот вечер звучала музыка, рожденная в сердцах композиторов. Кузьмы Бодрова. Людвига ван Бетховена. И это у них, музыкантов, хорошо получилось.
Инга Майорова, редактор портала «Музкарта», издание «Свежая газета. Культура», декабрь 2023