Весь сайт
Поиск
+7 846 207-07-16
отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru
возврат эл. билетов
Новости
Праздничный новогодний концерт со звёздами «Большой оперы» подтвердил профессионализм и амбиции нового худрука самарских «филармоников»*
Сцена мерцала спокойным и гармоничным новогодним антуражем. По бокам стояли нарядные ёлочки с гирляндами, на фоне величественных органных труб поблескивали большие декоративные звезды, гриф одного из контрабасов игриво похвалялся красной шапкой с белой опушкой, предлагая считать себя оригинальным симфоническим Дедом Морозом. Рядами гордо выстроились новые оркестровые стулья со специальной механикой, заботливо позволяющей музыкантам подобрать удобный наклон и высоту сиденья. Под овацию зала вышел оркестр, некоторые девушки – в цветных вечерних платьях. Что-то будет…
Из закулисного интервью главного дирижера и худрука оркестра Самарской филармонии Дениса Власенко:
- Сегодня мы подготовили яркую программу - символическую точку всего года. Новогодний концерт иным быть не мог. Я хотел бы закрепить традицию 31 декабря каждый год проводить на сцене, и мы надеемся плавно перейти к этому правилу.
Любимица публики Ирина Цыганова, тоже в искристом новогоднем наряде, вела концерт, как всегда, надёжным штурманом. Представляя первый оркестровый номер – сюиту из «Щелкунчика» - она пообещала, что в новом году добро и любовь восторжествуют над полчищами крыс, как в сказке Гофмана и музыке Чайковского. Денис Власенко в балетном па жете взлетел на подиум, оркестр легко поднял смычки – и началось чудо, к которому мы уже начинаем привыкать. Чудо взаимодействия дирижера, оркестра, слушателя, рождения волшебной музыки прямо на наших глазах. Чудесные духовики, чудесное, воздушное, игрушечное, бархатное пиццикато виолончелей – еловый снежный дух рождественского и новогоднего ожидания счастья заискрился праздничным маршем в нашем прекрасном зале. Через весь оркестр идеально взмывали вихри фраз на крещендо, сквозное развитие подчеркивала убедительная драматургия. Темпы номеров казались не балетными, а картинными, напоминая ожившие иллюстрации Билибина. Флейты в танце пастушков вытворяли что-то невероятное доселе, просто не верилось, что это наш оркестр, тот самый, что выдавал «на-гора» в лучшем случае простенькие аккомпанементы Леграна. Знаменитая нисходящая гамма в Адажио падала в облако арфы, струнных, духовых – нежнее нежного, а затем в апогее она взмыла таким горем, таким протестом, что от красочности оркестра можно было с непривычки даже потерять сознание, если не слышать такого ранее у других оркестров.
Объем звука - фантастический. Все штрихи одномоментны, как микрочастицы в синхрофазотроне. Продуманность и самое главное – сделанность всех деталей фразировки. Блёстки сверкающего звездопада, разнообразнейшая динамика, какой не бывало. Солисты и концертмейстеры групп надёжны, как Царёв курган. И такой неожиданный Вальс цветов, немного тяжеловатый и задумчивый, как будто говорил: «Подождите. Подождите... Это ещё не всё».
Из закулисного интервью победительницы первого конкурса «Большая опера» на канале «Культура», заслуженной артистки России Вероники Джиоевой:
- Я давно знаю и очень люблю Дениса Власенко. Потому что он чуткий дирижёр - и с ним я всегда чувствую себя уверенно. Ваш оркестр потрясающий. Замечательный. Музыканты работают с увлечением, это второе дыхание коллектива, с чем я всех и поздравляю.
Сопрано Вероники лучезарно. Её свобода сценического поведения, игривость и шарм, невероятной силы и красоты тембр, ровный по всех регистрах диапазона, горящие глаза, ослепительная улыбка – что ещё нужно для успеха, для зрительской беззаветной любви? Может, только рыцарское присутствие рядом на сцене восхищённого юного красавца-баритона с голосом, стремящимся к вершинам Магомаева и Отса?
Из закулисного интервью победителя последнего конкурса «Большая опера» на канале «Культура», баритона Динмухамеда Кошкинбаева:
- Для меня это огромное счастье, выступать с мировой звездой Вероникой Джиоевой, очень рад, что первый концерт после победы в конкурсе проходит именно в Самаре. Я знаю, что здесь публика очень теплая - и счастлив ей представить наш знаковый концерт перед Новым годом.
Сольные номера Вероники оркестр укутал то в туманную русалочью заводь и таинственный блеск воды, то в речитативную изысканность веризма, полную страсти, то в точные чувственные интонации Верди. Сольные номера Динмухамеда явно стали уверенней и раскованней с поддержкой аккуратного аккомпанемента, великолепных проигрышей, увлекающего вперед движения оркестра.
Дуэты доставили много-много радости, в них были и юмор, и упоение ансамблем, и неожиданные повороты, и пиршество яркой музыки. Интересно выстроенным оказалось второе отделение. Почти сериал про жизнь королей. Увертюрой к оперетте Штрауса «Летучая мышь» Денис Власенко как будто открыл роскошные двери в анфиладу высоких залов прекрасного сказочного замка. Закружились в упругом вальсе нарядные пары, виолончели запели - просто колдовство. И заиграл всеми красками почти кинематографичный калейдоскоп образов и тем.
Вот ликующе пропел тост князь Орловский, Адриенна Лекуврёр еще не знала, что рядом вот-вот забурлит праздничное пиршество. И мистер Икс ещё не знал, что сердце, что полюбит его – вот здесь, в зале, и оно не одно. И поклонницы уже несут ему цветы к авансцене. Легар, дуэт из оперетты «Весёлая вдова». Ирина Смолякова и Юрий Разборов – как же прекрасно они играют! Димаш в себе уверен - и звук ему удобен. Объяснение в любви в тайном уголке. Танец часов из оперы «Джоконда». Ожидание чуда нового года, все замерли. Даже как будто сейчас прозвучит волшебное предсказание. Мягко, с налетом легкой грусти.
Часы пробили 12. Кода веселая, игривая. Пора всем собираться в новый год! Бегают воображаемые слуги, разносят шампанское, кидают серпантин, воображаемые гости кружатся в польке или галопе. Новый год наступил. Что же он принесёт верным поклонникам Самарской филармонии? Останется ли с нами Денис Власенко, показав, что важно не какие у тебя звания и харизма, а что ты умеешь и о чем хлопочешь? Жванецкий говорил, что профессионализм – это стабильность результата. Мы теперь знаем, каким может быть результат. Сможем ли сделать его стабильным?
*
На международном музыкальном сленге «филармониками» называют статусные симфонические оркестры, как правило, базирующиеся в столицах.
Статья Инги Майоровой, редактора портала «Музкарта», опубликованная в издании «Свежая газета. Культура» (январь 2024 г., №1)