Весь сайт
Поиск
+7 846 207-07-16
отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru
возврат эл. билетов
Новости
Пожалуй, ни одна эпоха в изобразительном искусстве Англии не знала столько блистательных имен, как XVIII столетие. Это время стремительного развития ее художественной культуры, время, когда английская живописная школа впервые получает общеевропейское признание. Особенный подъем переживает портретная живопись.
В середине XVIII столетия в Англии насчитывалось более двух тысяч художников-портретистов, и, конечно, большая их часть находилась в Лондоне, поэтому необходимо было обладать недюжинным дарованием, чтобы достичь той популярности и признания, которых чрезвычайно быстро добился Джордж Ромни (1734-1802). Его кисть была легкой и подвижной. Он не задавался целью серьезно анализировать характеры портретируемых и создавать произведения значительные и глубокие, в его портретах схвачено сиюминутное настроение человека, они наполнены живым, непосредственным чувством; и еще - Ромни умел чуть-чуть польстить своей модели, не удивительно поэтому, что его популярность росла так стремительно, особенно среди прекраснейшей половины человечества.
Имя Алана Рамзея (1713-1784) в наши дни известно немногим. Один из ведущих английских живописцев 40-60-х годов XVIII века, придворный художник Георга III, широко признанный при жизни, он был забыт вскоре после смерти, оттесненный громкой славой своих великих соперников. Шотландец по происхождению, он с детства отличался огромным трудолюбием и невероятным артистизмом. Именно поэтому он легко заводил друзей и полезные знакомства. Рамзей быстро стал популярным и востребованным. Он был едва ли не единственным британским художником XVIII века, приехавшим в Рим (Италия) учится, благодаря чему приобрел опыт, какого не было у других английских художников; как сказал один из его соотечественников: "Хотя Рамзей и не обладал таким глубоким своеобразием, как Хогарт и Рейнолдс, но он был более их европейцем и, что особенно важно, современным европейцем." В своих портретных образах Рамзей никогда не стремился заострить ту или иную черту характера, усилить присущую лицу выразительность, нарушив этим его природную гармонию. Мягкость и деликатность, с какими Рамзей раскрывает характер своих героев, сообщают им то очарование тайны, когда знание о человеке возбуждает тем больший интерес, чем ближе кажется разгадка его личности.
Джозеф Мэллорд Уильям Тернер (1775 - 1851), также известный как Уильям Тернер, был английским художником-романтиком, гравером и акварелистом. Он хорошо известен своими экспрессивными колоризациями, новаторскими пейзажами и морскими картинами. После себя он оставил более 550 картин маслом, 2 000 акварелей и 30 000 работ на бумаге. Интенсивность цвета и работа со светом не только вывели работы Тернера в лидеры английской живописи, но и оказали влияние на французское искусство; импрессионисты, в частности Клод Моне, тщательно изучали его методы. Его также часто считают прародителем абстрактной живописи. «Рыбаки в море» - ранняя работа Тернера. Она была высоко оценена рецензентами и утвердила репутацию Тернера как художника масляной живописи, а также художника, пишущего на морские темы. В картине противопоставлены хрупкость человеческого существования, символизируемая маленькой лодкой с мерцающим фонарем, и огромная сила природы, изображенная темным небом, бурным морем и пугающими скалами на заднем плане. Ночной холодный свет луны контрастирует с теплым свечением фонаря рыбаков. В своих картинах художник не стремился достичь детализации. Он создал совершенно новый вид пейзажей, при помощи которых запечатлевал собственные воспоминания и эмоции. Значение картин Уильяма Тёрнера для мировой живописи сложно переоценить — не будь их, возможно, не было и импрессионистов и развитие пошло бы по совершенно иному пути. Море на картинах Тёрнера могло быть спокойным или бурным, но неизбежно захватывающим и красивым. На его картинах учились многие, в том числе и наш знаменитый маринист Иван Айвазовский.
Когда дело доходит до пейзажной живописи, очень немногие английские художники могут сравниться с впечатляющим творчеством Джона Констебла (1776-1837). Его искусство характеризуется прекрасным чувством детализации и ярким небом. В творениях мастера нет туманности, которая отличает картины Тёрнера – современника Констебла. Хотя ему так и не удалось добиться большого успеха в родной Англии при жизни, романтические картины художника вызывали настоящее и неподкупное восхищение во Франции. Полотно «Телега для Сена» - это интимное изображение сельской жизни во времена художника, сразу после промышленной революции и надвигающейся урбанизации, сделало данную картину одной из самых известных работ в творчестве Констебла. На полотне изображаются три лошади, тянущие по мелководью реки Стаур нечто похожее на повозку. Коттедж в левой части картины был идентифицирован как коттедж Вилли Лотта. Данный дом стоит в тех местах и в наши дни, в 1920-ых годах его серьёзно отреставрировали, а в 1955 он был внесён в список памятников архитектуры I степени.
Томас Гейнсборо (1727-1788) – живописец и гравёр, один из самых выдающихся и разносторонних английских художников XVIII века. Знаменит своими изысканными портретами и идиллическими ландшафтами. Из всех английских художников XVIII столетия Томас Гейнсборо был самым изобретательным и оригинальным, всегда готовым экспериментировать с новыми идеями и техниками. Основным заработком Гейнсборо были портреты, в стиле которых он подражал Хогарту. От него он усвоил непосредственность восприятия, больше думая о сходстве, стремясь нарисовать каждодневный человеческий облик. Портреты Гейнсборо овеяны легкостью, изящностью и утонченностью.
Уильяма Хогарта (1697-1760) называли мастером сатиры и создателем необычных видов искусства. Это выдающийся английский художник, который с помощью кисти и холста пытался воспитывать нравственность в обществе. За всю жизнь он внес огромный вклад в английскую графику и живопись XVIII столетия, да и во всем мире оставил после себя определенный след. Совсем другой Хогарт предстает в портретах, особенно если он пишет народные типы, близких ему людей, детей. Большой удачей художника можно считать групповой портрет детей аптекаря Грехема. Такие портреты – жанровые сцены, воплощали новый буржуазный идеал счастливой добродетельной жизни. На картине изображены четверо детей, наблюдающих за полетом птицы, выпорхнувшей из клетки. При этом если младшие дети увлечены происходящим и живо реагируют на него, то старшие девочки откровенно позируют художнику, в их образах нет живой детской непосредственности. Мальчик играет на механическом органе. Малышка сидит на стульчике, возле которого изображена корзина с фруктами. Кошка забралась на спинку кресла и заворожено следит за птицей, находящейся в запертой клетке. Часы, стоящие на каминной полке, украшены фигурой Купидона с косой, стоящего рядом с песочными часами. Эти символы смерти, скорее всего, не случайны. Известно, что когда художник писал картину, малышки уже не было в живых.
Картины предоставлены Международной общественной организацией «Центр Духовной Культуры»
На концерте 2 февраля 2024 г. об особенностях английского барокко расскажет заведующая Сектором специальных программ Научно-просветительного отдела Государственного Эрмитажа Алена Петровская на примере великолепных образцов архитектуры XVI-XVII вв. Камерный оркестр «Volga Philharmonic» Самарской филармонии выступит под управлением художественного руководителя и главного дирижера Казанского государственного камерного оркестра «La Primavera», заслуженного деятеля искусств РФ, народного артиста РТ Рустема Абязова (скрипка). Концерт ведет лектор-музыковед Ирина Цыганова.
Программа:
Чарльз Эйвисон. Concerto Grosso №3 ми минор, соч. 6
Уильям Бойс. Симфония № 1 Си-бемоль мажор
Георг Фридрих Гендель. Концерт для органа с оркестром № 6 Си-бемоль мажор, соч.4
Солистка – заслуженная артистка РФ Людмила Камелина
Генри Пёрселл. Сюита из оперы «Дидона и Эней» (ред. Б. Бриттена и И. Холста)
Георг Фридрих Гендель. Concerto Grosso № 12, соч. 6
Чарльз Эйвисон. Concerto Grosso Ля мажор № 12, соч. 6