Весь сайт
Поиск
+7 846 207-07-16
отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru
возврат эл. билетов
Новости
12 февраля 2024 года Всероссийский виртуальный концертный зал ГБУК «Самарская филармония» продолжил свою работу встречей со зрителями, которая была посвящена знаковой дате в истории непобеждённого русского народа – 80-летию полного снятия блокады Ленинграда. Традиционно мероприятие началось с полюбившейся зрителям экскурсии под чутким руководством хранителя истории филармонии Кирилловой Фариды Хамедовны. Эта экскурсия стала особенной. Она состоялась в музее Самарской филармонии, где собраны уникальные исторические документы, фотографии, афиши, музыкальные инструменты, рассказывающие о жизни Самарской филармонии. Зрители с особым волнением слушали истории о самоотверженных артистах Самарской филармонии, которые уехали в Ленинград поддержать коллег и соратников. А в завершении экскурсии прочтение стихотворения Анны Ахматовой вызвало у наших гостей искренние слёзы горечи и боли за пережитый Городом-Героем ужас:
- И в ночи январской, беззвёздной,
Сам дивясь небывалой судьбе,
Возвращённый из смертной бездны,
Ленинград салютует себе.
(Анна Ахматова. Сочинения в двух томах. Москва, "Цитадель", 1996.)
В продолжении встречи в Камерном зале Самарская филармония для зрителей Всероссийского виртуального концертного зала была представлена видеозапись концерта «К 80-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Посвящается защитникам города-героя. Верди – Реквием». Видеозапись была сделана во время концерта, который состоялся 27 января 2024 года в Концертном зале имени П.И.Чайковского Московской государственной академической филармонии, в день Воинской славы России – День полного освобождения советскими войсками города Ленинграда от блокады его немецко-фашистскими войсками. Исполнители: Российский национальный молодёжный симфонический оркестр под управлением Дмитрия Юровского, солисты: Валентина Феденёва (сопрано), Агунда Кулаева (меццо-сопрано), Алексей Татаринцев (тенор), Алексей Тихомиров (бас). Государственная академическая хоровая капелла России имени А.А. Юрлова. Постановка – Сергей Новиков.
Уникальность программы этого концерта состояла в том, что артисты исполняли «Реквием» Джузеппе Верди не на канонической латыни, а на русском языке, отдавая дань памяти крепкому и сильному духу несломленного и непобеждённого народа. Концерт сопровождался показом военной кинохроники и фотографий о жизни ленинградцев в атмосфере смерти. Авторы проекта мастерски провели аналогию между историческими событиями блокадного Ленинграда и проявлениями нацизма в XXI веке. Равнодушных в Камерном зале Самарской филармонии не было, у многих зрителей глаза наполнились слезами. Концерт шёл полтора часа словно «на одном дыхании».
В «Реквиеме» семь частей. Трагический пролог (Requiem е Kyrie – Вечный покой): горестные вздохи и слова молитвы сменяются картинами страшного суда. Dies irae – День гнева – главная, наиболее конфликтная, широко разработанная часть. В ней даны резкие сопоставления картин, вызывающие чувства смятения и ужаса. Лишь под конец наступает умиротворение (Lacrimosa - Слёзная). Третья часть (Offertorium – Приношение даров) – интермеццо декоративно-созерцательного плана, с которым контрастирует выражение силы, созидательной мощи жизни в четвертой части – гигантской полифонической пьесе, воспевающей пафос созидания (Sanctus - Святой). Следующие две части (Agnus Dei – Агнец Божий, Lux aeterna – Вечный свет), музыка которых выражена в нежных тонах, представляют собой лирический центр произведения. Финал (Libera me – Освободи меня, Господи) выполняет образно-смысловую функцию репризы – здесь также даны внезапные смены картин, где воскрешаются образы и Dies irae (День гнева), и горестной молитвы.
Заключительный взрыв отчаяния резко обрывается и – будто пресеклось дыхание – «Реквием» заканчивается зловещим шёпотом. Часть героического, волевого характера, которая звучит как гимн мужеству, силе человеческого духа. Дух повержен, но не сломлен – таков идейный вывод этого гигантского произведения Верди, таков дух русского народа – народа-Победителя.
В завершении просмотра, глубоко погрузившись в прожитые эмоции, зрители ещё некоторое время не выходили из Камерного зала и делились впечатлениями.