Весь сайт
Поиск
+7 846 207-07-16
отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru
возврат эл. билетов
Новости
Вечер абонемента № 22 «Три стихии искусства. Слово, Музыка, Живопись» состоится 30 марта 2024 г.
Значение танца в культуре сложно преувеличить: танцы были частью религиозных, воинских, погребальных ритуалов, театральных постановок. Например, для древних греков танец был выражением гармонии и единства душевных и телесных свойств. В христианской Европе интересен период, когда танец и вообще умение двигаться стало признаком «породы». А для художников во все времена танец был темой для набросков, этюдов и полноценных живописных произведений – здесь и непривычные в обычной жизни движения, и взаимодействия танцующих, и атмосфера особого события. Картины художников, на которых изображены танцы, передают священное, балетное, народное, мифологическое, светское, фантастическое настроения.
Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес (1746 —1828) — испанский художник и гравёр, один из первых и наиболее ярких мастеров изобразительного искусства эпохи романтизма. «Танец на берегу реки Мансанарес» - картон для шпалеры королевской мануфактуры Санта-Барбара. В этой работе впервые проявился его художественный талант, она вышла удачной, яркой, жизнерадостной.
Никола Пуссен (1617-1682) - французский живописец, рисовальщик и теоретик, один из основоположников и главных представителей искусства классицизма. В картине Пуссена «Танец под музыку времени» танцующие кружат хоровод, символизирующий объединение и плавное течение, гармонию и красоту окружающего мира, хоровод олицетворяется как вечный символ жизни. Справа от танцующих на лире играет Бог Времени Хронос в облике старика, в хороводе между собой объединены Бедность, Труд, Богатство и Наслаждение. Считается, что именно эти образы проходят через всю нашу жизнь.
Совсем иное настроение в картине Никола Пуссена «Поклонение золотому тельцу», в которой изображена сцена из Ветхого завета: в центре полотна на искусно украшенном постаменте Пуссен изображает идола — золотого быка, а вокруг него – ликующий народ, кружащийся в дикой пляске, их взоры обращены исключительно к отлитому из золота и украшенного драгоценными камнями идолу. Масштабное полотно «Аполлон и музы (Парнас)» входит в коллекцию мадридского музея Прадо. Сюжет картины опирается на символику античной мифологии: на Парнасе, священной горе, где обитают Аполлон и музы, происходит веселое и шумное собрание. В центре композиции в царственной, слегка небрежной позе восседает бог искусства и света – Аполлон, перед ним стоит на коленях мужчина. В его руках – книги, одну из которых он протягивает божеству. Это Гомер, прославленный античный поэт. Гомер с благодарностью готов принять драгоценную чашу с напитком из рук Аполлона. Аполлон и Гомер окружены музами, которые танцуют и поют. Одна из них возлагает на голову поэта лавровый венок – символ славы. На торжестве присутствуют и другие поэты и писатели. Их принадлежность к этому виду творчества автор аллегорически показал с помощью книг, которую каждый из них держит в руках. Вокруг людей, муз и богов вьются амурчики и играют лавровыми венками. В центре композиции светлым пятном выделяется молочно-белое обнаженное тело девушки. Она полулежит на горном уступе, а из-под её ног и бедер струится прозрачная вода. Это нимфа Касталия, которая, по легенде, скрываясь от преследований влюблённого Аполлона, превратилась в ручей. Вода из этого источника получила название касталийской. Согласно античной мифологии, глоток этого напитка наделял человека особым творческим вдохновением.
Весьма чувственными и яркими картинами, посвященными танцу, искусствоведы по праву считают три работы французского живописца, графика и скульптора, одного из основных представителей импрессионизма Огюста Ренуара (1841-1919): «Танец в деревне», «Танец в городе», «Танец в Буживале». Особое очарование этих картин в их воздушности, теплых цветах и явной «химии» между партнерами. Смотря на работу Ренуара, испытываешь приятное чувство легкости и безмятежности, рождаемое танцем.
Французский живописец-импрессионист Эдгар Дега (1834-1917) часто посещал театры и наблюдал за движениями балерин как на сцене, так и за кулисами. Его картины, как правило, показывают балерин за несколько мгновений до выхода на сцену. Они поправляют пуанты, пачки и вживаются в образ. В экспозиции представлены две работы Дега: «Танцовщицы в розовом и зелёном» и «Четыре балерины за сценой».
Русские крестьянки были излюбленным мотивом творчества русского художника-импрессиониста Филиппа Малявина (1869-1940), который стремился передать и яркость характеров, и буйство цвета, и потрясающую динамику народных танцев, хороводов, праздников. В 1906 году он представил публике полотно «Вихрь», на котором женщины в развевающихся пронзительно-ярких сарафанах кружатся в танце. Фигуры пляшущих крестьянок занимают собой все пространство холста. Полотно создано в присущем Малявину декоративном стиле: тонко выписанные лица и, одновременно, размашистая манера живописи, чистые цвета, хотя в начале ХХ века художники не использовали таких ярких оттенков. «Вихрь» и шокировал, и восхищал зрителей.
Девушкам с картины «Беления холста», принадлежащей Зинаиде Серебряковой (1884-1967, русская и французская художница, одна из первых русских женщин, вошедших в историю живописи), присуще особое величавое спокойствие, движения их отличает подлинно музыкальная ритмичность. И колорит, построенный на своеобразном «трехцветии» — тонах красного, синего и белого, при всей их обобщенности тонко нюансированных, — также ритмичен, декоративен и напоминает своей гармоничной уравновешенностью танец. Серебрякова не стремится к импрессионистской подвижности мазка, добивается предельной четкости, что усиливает ощущение спокойствия и тепла.
Художники-акварелисты Джордж Крунамени и Чарз Альтамон Доуль жили и творили в викторианскую эпоху. «Волшебный народец невидимого мира», сказочные животные и фей, готический пейзажи предстали в акварелях «Волшебный танец» и «Танец вокруг луны».
Картины предоставлены Международной общественной организацией «Центр Духовной Культуры»