+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов
Весь сайт
Поиск
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов
11 марта 2024

Московские гастроли Самарской филармонии


В середине февраля Академический симфонический оркестр Самарской филармонии с большим успехом выступил в одном из самых знаменитых музыкальных залов нашей страны - Концертном зале имени П.И. Чайковского. Самарский оркестр под руководством нового главного дирижера Дениса Власенко представил на суд искушенной московской публики не современные произведения, а самую что ни на есть классическую программу. В первом отделении прозвучал Скрипичный концерт П.И. Чайковского с блистательным солистом Вадимом Репиным, во втором – симфония «Манфред», которая даже в столице исполняется совсем не часто. Такая программа по плечу не каждому провинциальному симфоническому оркестру!

Гастроли всегда стимулируют и вдохновляют творческий коллектив, тем более, когда они проходят на такой именитой сцене. В Концертном зале имени П.И. Чайковского дирижировали Николай Голованов, Александр Мелик-Пашаев, Евгений Мравинский, Самуил Самосуд, Натан Рахлин, Кирилл Кондрашин, Дмитрий Китаенко, Юрий Симонов. Здесь выступали Венский симфонический и Лондонский симфонический оркестры, Симфонический оркестр Артуро Тосканини, оркестр и хор итальянского фестиваля Arena di Verona, оркестр и хор Мариинского театра. И наш оркестр здесь не впервые. В 2014 году он выступал в этом зале с Михаилом Щербаковым за дирижерским пультом; в концерте принимал участие выдающийся российский пианист, любимец самарской публики Александр Гиндин. «Здесь словно сами стены пропитаны музыкой» ‒ говорят исполнители об этом зале. Чувствовать себя причастным к шедеврам русской музыки, играть их на сцене московской филармонии – огромная ответственность и радость. В этот вечер самарские музыканты были объяты единым творческим порывом и выступали на большом подъеме, что передалось публике, наградившей оркестр долгими овациями и криками «Браво».

Из отзывов московских критиков: «Вадим Репин исполнил партию скрипки с благородным аристократизмом и мастерски выдержанным темпераментом. Особенно удачно прозвучали торжественно-чеканные оркестровые tutti главной партии в первой части концерта и пронзительно проникновенная лирика с музыкальными диалогами солиста и оркестра во второй; бравурный финал в духе русской плясовой скрипач исполнил на эмоциональном крещендо, с тем самым «огнем вдохновения», о котором говорил сам Чайковский» (Светлана Мелентьева, «Российская газета»).

Исполнение симфонии «Манфред» стало демонстрацией возросших исполнительских возможностей самарского симфонического оркестра, его красочности и уверенной внутренней силы, явленных под руководством Дениса Власенко. Дирижер сумел отразить в звуках и донести до слушателей собственную трактовку этого сочинения, ставшую современным прочтением истории Манфреда. Известно, что написать симфоническое произведение на сюжет поэмы Дж. Байрона предложил композитору М.А. Балакирев. В письме к П.И. Чайковскому он отмечал: «сюжет этот, кроме того, что он глубок, еще и современен, так как болезнь настоящего человечества в том и заключается, что идеалы свои оно не могло уберечь. Они разбиваются, ничего не оставляя на удовлетворение души, кроме горечи. Отсюда и все бедствия нашего времени». Эти слова вновь актуально звучат спустя почти полтора столетия.

Манфред – характерный байроновский образ: бунтарь, одинокий скиталец, отвергающий и обличающий окружающий его мир. Проблема поиска смысла жизни и неприятие действительности воплощены в поэме с трагической остротой и романтической противоречивостью. Мимо этого сюжета не могли пройти композиторы – современники, одним из первых создал музыку к поэме Роберт Шуман. Чайковский хорошо знал и любил это сочинение «до чрезвычайности», однако создал своей собственный музыкальный вариант «Манфреда», придав главному образу национальные черты. Манфред Чайковского меньше титан, а больше человек: за романтикой гордого индивидуализма композитор почувствовал драму сильной личности, стремящейся к идеалу, но не имеющей возможности его достичь. Мятежные порывы прекрасной души и ее горькое разочарование и сегодня находят отклик в сердцах слушателей, что подтвердило исполнение симфонии в столице.

Первая часть как наиболее значимая в цикле, прозвучала ярко и насыщенно. Ее крайние разделы связаны с основным образом симфонии. Сосредоточенно, сурово и мужественно проинтонировали главную тему фагот и бас-кларнет, подчеркнув в ней решительные, волевые черты. Вторая тема, динамически контрастная, звучащая на ff у струнных, стала продолжением развития первого образа, раскрыла всю бездну отчаяния и мучений героя. Дирижер умело подчеркнул густую полифоничность сопровождающих голосов и резкую диссонантность образующихся созвучий. С особой силой он провел кульминацию раздела, в мощном развитии двух тем мобилизовав все выразительные средства оркестра и достигнув огромного подъема, почти предельной мощности звучания.

Середина первой части демонстрирует совершенно иной образ – лирический, светлый идеал, к которому стремится герой. Нежная мелодия в мягком звучании засурдиненных скрипок предстала прекрасной темой любви. Кажущиеся импульсивными, а на самом деле являющиеся глубоко продуманными небольшие ускорения и замедления, придали ей живость и взволнованность. Широкое симфоническое развитие превратило призрачно-иллюзорное воспоминание в реальный образ, исполненный красоты и обаяния кантилены.

В заключительном разделе возвращение основной темы ознаменовано новой волной динамического развития, выражающего крайнюю степень драматизма. Музыка достигает исключительного напряжения и трагического пафоса. Как бы предрешая исход драмы, композитор придает теме героя черты траурного марша. Дирижер выявляет их в тяжелой поступи басов, напряженно-синкопированном пульсе ритмической фигурации, мрачной и густой звучности оркестра. Звучание тяжелой меди (труб, валторн и тромбонов) воспринимается как грозный приговор судьбы.

Вторая и третья части симфонии предстали в виде живописных интермеццо, отодвинувших драму героя на второй план. Среди симфонических скерцо Чайковского вторая часть «Манфреда» едва ли не самое технически сложное. Не говоря уж о трудностях отдельных партий деревянных духовых, вся фактура основного раздела построена на быстрых и точных передачах музыкального материала от одной группы к другой и требует большого творческого подъема, при котором оркестр уподобляется одному инструменту. Изящное, легкое и стремительное скерцо было исполнено оркестром с изысканной виртуозностью, доступной немногим коллективам.

Восхитила акварельностью красок прозрачная звучность флейт: выразительные форшлаги словно рисовали блестящие капли росы. Грациозный полет прелестной феи выразительно озвучили первые скрипки. Вторжение темы Манфреда лишь на миг нарушило идиллическую картину. В репризе оркестровая живописность вновь убаюкивает и ласкает душу. Волшебная картина водопада завершается длинной трелью солирующей скрипки, чье звучание сопровождается все более редкими и тихими падающими каплями арф.

Пасторальная третья часть представляет собой иной музыкальный пейзаж. Его основные образы - спокойная и светлая, свирельная тема гобоя и оживленный наигрыш пастушьего рожка – кларнета. Однако и здесь Манфред не может найти успокоения: мотив его страданий грозно звучит у труб в драматической окраске уменьшенного лада, а скорбные удары колокола подчеркивают близость трагической развязки.

Мрачный блеск финала соответствует углубленному психологизму первой части симфонии. Заключительная часть театральна, наполнена действием и построена как цепь разнохарактерных эпизодов, отражающих программный замысел композитора. Перед слушателем проходят: адская оргия, тень возлюбленной, кульминационное звучание темы героя, церковный хорал, символизирующий прощение Манфреда, средневековый мотив Dies irae и ласковый спокойный звук пастушьего рожка – отголосок природы. Денис Власенко внес изменения в авторскую партитуру. Финальный раздел первой части (траурный марш) стал у него и финалом всей симфонии. Заключительная часть, став компактнее, проносится вихрем, словно в едином порыве. Эффектное завершение изменило концепцию произведения: герой не получил ни прощения, ни смерти-избавления и обречен на вечные поиски идеала и продолжение борьбы, которая и есть жизнь.

Столичные гастроли оркестра Самарской филармонии прошли при поддержке Правительства Самарской области. В дальнейших планах коллектива и его амбициозного художественного руководства – исполнение «Реквиема» Дж. Верди в Санкт-Петербурге. Перед поездкой в северную столицу «Реквием» великого итальянского мастера оперного жанра будет представлен на суд самарских ценителей классической музыки.

Статья музыковеда, кандидата искусствоведения, доцента СГИК Анны Лазанчиной опубликована в издании «Свежая газета. Культура» (№4, март 2024)