+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов
Весь сайт
Поиск
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов
11 марта 2024

Девять лет спустя

АКАДЕМИЧЕСКИЙ СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР САМАРСКОЙ ФИЛАРМОНИИ ВЫСТУПИЛ В МОСКВЕ

Статья профессора Московской консерватории Евгении Кривицкой,

«Музыкальная жизнь» (февраль 2024)

Гастроли коллектива стали своего рода смотром сил и заявкой на новый курс, который обозначился с приходом на пост художественного руководителя и главного дирижера Дениса Власенко. Маэстро, ранее возглавлявший оркестр Большого театра Узбекистана и работавший в «Новой России» у Юрия Башмета, поставил амбициозные цели – вывести оркестр «запасной столицы», как именуют Самару, в лигу лидеров.

«Приход Дениса Власенко – как глоток свежего воздуха, наконец началась жизнь. Он многое правильно чувствует, прекрасный музыкант, с ним удовольствие работать», – считает Вадим Репин, не раз сотрудничавший с самарцами как солист и худрук Транссибирского Арт-Фестиваля.

Для выступления в Концертном зале имени Чайковского Репин выбрал один из своих коронных номеров – Скрипичный концерт Чайковского, сочинение, требующее сверхвиртуозности и выносливости от солиста и предельной чуткости от дирижера и оркестра. Вадим признается, что отводит неделю для предварительных занятий, когда готовится к исполнению этого сочинения. Несмотря на то, что скрипач играл Концерт Чайковского со многими коллективами, но всякий раз – это новый взгляд на музыку, на темпы. «Это правда, трактовка всегда меняется и зависит от того, кто твой партнер на сцене, с кем ведешь диалог. С Денисом Власенко захотелось больше подчеркнуть лирическую сторону, и он меня в этом поддержал. Но есть моменты, где дирижер диктует настроение музыки, например, именно оркестр задает темп во второй части, и я уже должен принять его интерпретацию». Концерт у Вадима действительно вышел очень романтичным, пластичным, напоминающим местами балетные партитуры композитора. Даже финал, при всех технических головоломках, получился одухотворенным и красочным.

Многочисленная публика с восторгом аплодировала солисту и оркестру, а директор филармонии Елена Козлова рассказала, что немного волновалась, будут ли раскуплены билеты, придут ли слушатели, – концерт в Московской филармонии был заявлен как внеабонементный. Но опасения оказались напрасными, а что касается художественного результата, то, похоже, в оркестровую команду России приходит еще один серьезный игрок. Это подтвердило второе отделение, где прозвучала симфония «Манфред» Чайковского – сочинение о гордом, презирающем человечество байроновском герое. Денису Власенко музыка композитора близка и понятна, и оркестр, как того требует программный замысел, звучал у него на пределе эмоций – страстно, мощно. И в то же время ощущалась скрупулезная проработка деталей, даже партий отдельных инструментов, а общий баланс порадовал выверенностью групп, тщательностью штрихов и всей технологии, которая составляет понятие «оркестровая культура».

Поддержать гастроли коллектива, который не выступал в Москве девять лет, приехала и министр культуры Самарской области Ирина Калягина, тепло поздравившая земляков: «Сейчас начинается новая страница в вашей жизни, и я желаю оркестру дальнейших ярких событий». Впереди предстоит решать много задач – состав АСО Самарской филармонии нуждается и в музыкантах, и в хороших инструментах. Но уже намечены новые высокие цели – покорить северную столицу, где летом в содружестве с хором Капеллы Владислава Чернушенко прозвучит Реквием Верди.


ЕВГЕНИЯ КРИВИЦКАЯ

Фото: Е. Евтюхов